Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КТЗН |
2 | Соисполнители государственной программы | ИОГВ |
3 | Участники государственной программы | ГИТ, |
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 642); |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты) | Региональные проекты: |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | - |
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограммы: |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2022-2027 гг. составляет 13611210,8 тыс.руб., в том числе из бюджета Санкт-Петербурга - 7802994,3 тыс.руб., |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы. |
2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в период 2018-2019 годов было стабильным, с низким уровнем безработицы и высоким уровнем занятости населения.
В 2020 году в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мер, принимаемых против ее распространения, устойчивое функционирование рынка труда было временно нарушено.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга в 2020 году были реализованы дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга. Меры, принимаемые Службой занятости, стали одним из факторов, способствовавших стабилизации ситуации на рынке труда.
Во II квартале 2020 года в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда. В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.
С середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс. человек. На конец декабря 2020 года уровень регистрируемой безработицы снизился до 3,2 процента (на конец декабря 2019 года значение данного показателя составляло 0,45 процента).
Значение коэффициента напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости в расчете на одну вакансию) начало ускоренно расти в Санкт-Петербурге с апреля 2020 года и достигло максимального значения к середине августа 2020 года - 3,73 человека на вакансию, на начало апреля 2020 года значение показателя составляло 0,79 человека на вакансию. В конце декабря 2020 года коэффициент напряженности составил 2,71 человека на вакансию (в конце декабря 2019 года - 0,68 человека на вакансию).
В январе-декабре 2021 года ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга постепенно стабилизировалась. Намеченная в IV квартале 2020 года тенденция к снижению численности безработных граждан сохранилась на протяжении 2021 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, по состоянию на 31.12.2021 составила 24,1 тыс. человек, что в 4 раза меньше уровня показателя на начало 2021 года (98,0 тыс. человек состояло на учете в Службе занятости в качестве безработных граждан на 01.01.2021). В конце декабря 2021 года напряженность на рынке труда Санкт-Петербурга составила 0,91 человек/вакансию, снизившись относительно значения показателя на начало 2021 года в 3 раза. Кроме того, в рассматриваемом периоде отмечается рост численности занятых: по данным Росстата, в среднем за сентябрь-ноябрь 2021 года численность занятых составила 3052,4 тыс. человек, что на 1,6 процента больше, чем в IV квартале 2020 года.
Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2018-2020 годах представлены в таблице 1.
По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в 2018 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3016,4 тыс. человек, что составило 66,6 процента от численности населения в возрасте от 15 и старше (в 2019 году - 3030,8 тыс. человек, 66,4 процента; в 2020 году - 3007,3 тыс. человек, 65,7 процента).
В период 2018-2019 годов в Санкт-Петербурге отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в 2018 году составил 104,4 процента, в 2019 году - 104,5 процента относительно предыдущего года; оборот розничной торговли в 2018 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2019 году - 102,1 процента; оборот оптовой торговли составил в 2018 году 104 процента к предыдущему году, в 2019 году - 101,8 процента. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,2 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,8 процента, оборот оптовой торговли - 96,9 процента по отношению к 2019 году.
Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2018 году составлял 103,9 процента, в 2019 году - 103 процента, в 2020 году - 104,7 процента относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2018 году составила 109,1 процента к предыдущему году; в 2019 году - 104,7 процента; в 2020 году - 101 процент. Реальные денежные доходы в 2018 году составили 104,2 процента, в 2019 году - 101,1 процента относительно предыдущего года. По предварительным данным Росстата, реальные денежные доходы в 2020 году составили 101,1 процента по сравнению с 2019 годом.
Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге был одним из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2018-2020 годах находился в пределах 1,4-2,9 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,6-5,0 процента, Российская Федерация - 4,6-5,8 процента).
В 2018-2020 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивается за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2018-2020 годах было принято более 109 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.
В 2018-2020 годах в Санкт-Петербурге отмечается снижение миграционного прироста: в 2018 году сальдо миграции составило 27,8 тыс. человек, в 2019 году - 14,5 тыс. человек, в 2020 году - 5,3 тыс. человек.
Существенных изменений в структуре занятости в 2019-2020 годах не произошло.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось увеличение занятых в транспортировке и хранении, в области информации и связи, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, административной деятельности и сопутствующих услугах, в области здравоохранения и социальных услуг, образовании (таблица 2).
Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.