ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 июля 2024 года № 1838-р

Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года (далее - Стратегия) при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

4. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

б) обеспечить реализацию Стратегии.

5. Минпромторгу России, Минэнерго России при участии Минприроды России в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации показатели достижения национальных целей развития в части добычи полезных ископаемых для их утверждения.

6. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст.8762).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2024 года № 1838-р



Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года



I. Общие положения


Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи геологической отрасли и минерально-сырьевого комплекса, направленные на устойчивое долгосрочное обеспечение национальной экономики минеральным сырьем, а также его необходимый экспорт.

Стратегия разработана во исполнение подпункта "и" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы (от 28 июня 2022 г. № Пр-1130), и подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума 5-8 сентября 2022 г. (от 19 октября 2022 г. № Пр-1991).

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Стратегия обеспечивает реализацию в сфере воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы положений следующих документов стратегического планирования:

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г.;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.

При разработке Стратегии учтены:

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года";

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. № 512 "Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации";

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р;

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р;

для служебного пользования;

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р;

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р;

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 4260-р;

иные документы стратегического планирования Российской Федерации.

Стратегия обеспечивает вклад в выполнение следующих целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации к 2030 году и на перспективу до 2036 года:

темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, рост инвестиций в основной капитал, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, снижение доли импорта товаров и услуг в структуре внутреннего валового продукта - за счет опережающего роста темпа добычи и глубокой переработки полезных ископаемых в первую очередь дефицитных для Российской Федерации стратегических видов минерального сырья, ввода в разработку новых месторождений и освоения новых территорий;

увеличение доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг в общем объеме товаров и услуг в Российской Федерации - за счет обеспечения потребности геологической отрасли геолого-разведочным оборудованием и программными продуктами российского производства, предоставления российскими компаниями услуг передового уровня в сфере геологоразведки, создания новых производственно-технологических цепочек от добычи минерального сырья до получения конечных промышленных изделий;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства - за счет развития юниорного геолого-разведочного бизнеса и геолого-разведочного сервиса;

рост научных исследований и разработок - за счет более тесной кооперации научных (в том числе подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций, научное сопровождение которых осуществляет Российская академия наук), научно-исследовательских, проектных организаций, компаний недропользователей и потребителей минерального сырья с концентрацией на конкретных целях с существенным усилением научных исследований и разработок в области новых технологий поисков, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий - за счет создания российских программных продуктов в сфере геологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых, являющихся одними из самых цифровых среди отраслей и секторов национальной экономики.

Реализация Стратегии обеспечивается путем консолидации усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, предпринимательского сообщества (включая малый и средний бизнес), представителей науки и образования по улучшению качества правового, инвестиционного и делового климата в минерально-сырьевом комплексе, достижению технологического суверенитета и созданию необходимого кадрового потенциала.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на федеральном и региональном уровнях, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.

II. Текущее состояние минерально-сырьевой базы Российской Федерации и перспективы ее развития


Российская минерально-сырьевая база - фундамент национальной экономики, многообразие и масштаб которой служат основой национальной безопасности государства, являются инструментом достижения стратегических интересов страны, естественным конкурентным преимуществом на долгосрочную перспективу.

На территории Российской Федерации и ее континентального шельфа выявлены месторождения практически всех известных полезных ископаемых. По запасам и добыче нефти, природного газа, угля, железных руд, никеля, кобальта, меди, вольфрама, золота, серебра, платиноидов, алмазов, фосфатов, калийных солей и целого ряда других видов минерального сырья Россия входит в число мировых лидеров.

Россия обладает одними из крупнейших в мире разведанных запасов редких металлов, в том числе лития, ниобия, тантала, бериллия, редкоземельных металлов, ванадия, циркония, скандия, стронция, рубидия, цезия, галлия, гафния, индия, сырьевой потенциал которых является ключевой базой для развития новых технологий.

В России имеются значительные возобновляемые запасы подземных вод - бесценного ресурса для обеспечения жизнедеятельности населения страны, особенно в вододефицитных регионах.

В 2022 году объем добычи нефти в России достиг величины 493 млн. тонн (10,2 процента мировой добычи), природного газа - 648,4 млрд. куб. метров (15,8 процента мировой добычи), угля - 398,4 млн. тонн (4,6 процента мировой добычи), железных руд - 324 млн. тонн (4,3 процента мирового производства), никеля - 278 тыс. тонн (6,9 процента мирового производства), кобальта - 12,2 тыс. тонн (5 процентов мирового производства), меди - 1118 тыс. тонн (4 процента мирового производства), молибдена - 2,2 тыс. тонн (0,6 процента мирового производства), вольфрама - 2,8 тыс. тонн в оксиде вольфрама (2,1 процента мирового производства), золота - 420,7 тонн (9,8 процента мирового производства), серебра - 2,6 тыс. тонн (6,1 процента мирового производства), платиноидов - 134,9 тонн (26,5 процента мирового производства), алмазов - 40,9 млн. карат (19,4 процента мирового производства), фосфатов - 6,5 млн. тонн в оксиде фосфора (7 процентов мирового производства), калийных солей - 6,9 млн. тонн в оксиде калия (16,8 процента мирового производства), цементного сырья - 118,3 млн. тонн, песчано-гравийных пород - 167,7 млн. куб. метров, питьевых подземных вод - 13,2 млн. куб. метров в сутки.

По итогам 2022 года минерально-сырьевой комплекс обеспечил 14 процентов валового внутреннего продукта страны, 49,5 процента доходной части бюджета за счет налога на добычу полезных ископаемых и других налогов и сборов, более половины общего объема экспорта России.

Обеспечивается постоянный прирост запасов активно добываемого минерального сырья. Только за 5-летний период, с 2018 по 2022 год, на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ поставлено 3,7 млрд. тонн нефти, 5 трлн. куб. метров природного газа, 10,7 млн. тонн меди, 2 тыс. тонн золота и других полезных ископаемых.

Численность работников минерально-сырьевого комплекса составляет 1,4 млн. человек, из них непосредственно в геологоразведке работают - 12 тыс. человек, из которых в составе малых и средних предприятий - 6,4 тыс. человек.

Отдельные виды минерального сырья в Российской Федерации имеют стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны.

Перечень основных видов стратегического минерального сырья утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 2473-р. Виды минерального сырья, внесенные в указанный перечень, в Стратегии обозначены символом.

Стратегические виды минерального сырья являются особо важными для устойчивого функционирования и стратегического развития национальной экономики, обеспечения национальной обороны и безопасности и удовлетворения потребностей высокотехнологичных секторов промышленности, достижения международного конкурентного преимущества в мировой торговле минеральным сырьем и продукцией их глубокой переработки.

В соответствии с потребностями национальной экономики могут существенно меняться направления использования полезных ископаемых, появляться новые их источники, возникать новые стратегические вызовы, в связи с чем указанный перечень подлежит обновлению не реже чем раз в 3 года.

Особый контроль требуется за состоянием минерально-сырьевой базы стратегических видов редких металлов, в том числе попутных, и учетом их запасов на государственном балансе.

Помимо стратегических видов минерального сырья значимыми для экономики России являются такие полезные ископаемые, как газовый конденсат, уголь, железные руды, цементное сырье, для отдельных отраслей промышленности - каолин, бентонитовые глины, мусковит, йод, бром.

С учетом экономических и технологических условий освоения минерально-сырьевых ресурсов обеспеченность экономически эффективными запасами прогнозируемых потребностей по ряду стратегических и значимых для экономики страны видов полезных ископаемых не превышает 25 лет.

В добыче углеводородов растет доля трудноизвлекаемых запасов, разработка которых существующими технологиями нерентабельна в силу геологических и технологических факторов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»