ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2024 года № 622
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. В преамбуле постановления слова "статьей 10" заменить словами "статьей 17".
1.2. Пункт 3.2 постановления изложить в следующей редакции:
"3.2. Ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет по науке и высшей школе отчет о выполнении мероприятий государственной программы и предложения для включения в план-график реализации мероприятий государственной программы на три года, начиная с текущего финансового года".
1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 24.07.2024 № 622
Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КНВШ |
2 | Соисполнитель(и) государственной программы | АК
|
3 | Участник (участники) государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Создание условий для формирования в Санкт-Петербурге экономики, основанной на новых знаниях |
5 | Задачи государственной программы | 1. Повышение мотивации к обучению и научному творчеству талантливой молодежи.
|
|
| 2. Адаптация к новым экономическим условиям системы науки и высшей школы Санкт-Петербурга для повышения эффективного взаимодействия участников научно-образовательного процесса, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики.
|
|
| 3. Повышение научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга.
|
|
| 4. Повышение эффективности системы подготовки квалифицированных кадров в Санкт-Петербурге.
|
|
| 5. Укрепление экономического сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации для устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы |
|
|
|
|
|
| |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | - |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
|
9 | Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограммы:
|
| (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные | Развитие системы выявления, поддержки и привлечения талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 1)
|
| мероприятия) | Цифровая трансформация, методическая и технологическая модернизация науки и высшей школы в Санкт-Петербурге (далее - подпрограмма № 2)
|
|
| Развитие научного, научно-технологического, научно-образовательного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 3)
|
|
| Обеспечение квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 4)
|
|
| Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации (далее - подпрограмма № 5) |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 4979588,8 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| Общий объем финансирования региональных проектов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Реализация государственной программы должна обеспечить к 2029 году:
|
|
| увеличение значимости высокотехнологического наукоемкого сектора экономики, за счет увеличения доли видов деятельности, связанных с производством высокотехнологичной продукции, наукой и научными разработками; внедрение эффективной системы подготовки специалистов (квалифицированных кадров) с учетом долгосрочных и среднесрочных потребностей рынка труда Санкт-Петербурга, ориентированного на развитие экономики знаний и привлечение талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга;
|
|
| повышение уровня привлечения инвестиций, новых технологий, инноваций из развитых экономик и развитие делового сотрудничества с потенциальными партнерами для выхода на новые рынки сбыта товаров, производимых организациями Санкт-Петербурга |
2. Характеристика текущего состояния в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, экономический рост, достигаемый прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал, является одним из приоритетов устойчивого развития страны.
Вместе с тем слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов и снижение качества человеческого капитала при снижении качества и доступности образования Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" отнесены к основным вызовам и угрозам экономической безопасности.
Санкт-Петербург был и остается не только культурной столицей, крупнейшим промышленным, инновационным и логистическим центром России, но и городом науки и образования. В настоящее время научно-образовательная сфера Санкт-Петербурга представляет собой крупный социально-экономический комплекс, включающий 43 государственных и 24 частные образовательные организации высшего образования (далее - вузы), 363 организации, выполнявших научные исследования и разработки, в числе которых более 50 организаций Российской академии наук (далее - РАН) и других государственных академий, 10 государственных научных центров. В 2023 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 1260-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук".
Важным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга, значение которого возрастает в условиях перехода к экономике знаний, было и остается наличие мощной системы профессионального образования, которая является крупнейшей отраслью социальной сферы с общим объемом финансирования в 2022 году из всех источников более 150 млрд.руб., предоставляющей рабочие места для более чем 91 тыс. преподавателей и других категорий работников и обеспечивающей обучение и социализацию 463 тыс. студентов, аспирантов и других категорий обучающихся.
В общей сложности в профессиональном образовании работает и обучается более 554 тыс. человек, или 18% экономически активного населения Санкт-Петербурга. В 2022 году в Санкт-Петербурге осуществлялось обучение по 266 специальностям и направлениям подготовки высшего образования из 299 специальностей и направлений подготовки, включенных в перечень, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), и 170 специальностям среднего профессионального образования из 267 специальностей, включенных в перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования", в том числе в вузах Санкт-Петербурга - по 90 специальностям.
Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге, по итогам 2022 года составила 70,6 тыс. человек. В научно-образовательной сфере Санкт-Петербурга работает 183 члена РАН, в том числе 75 академиков и 108 членов-корреспондентов РАН. Затраты на выполнение научных исследований и разработок по итогам 2022 года составили 212,7 млрд.руб.
Дальнейшее развитие получила созданная в Санкт-Петербурге при участии КНВШ комплексная система поддержки молодых ученых, охватывающая все категории: от школьников до молодых докторов наук, обеспечивающая возможности самореализации и развития талантов в научно-образовательной сфере. Ежегодно под эгидой Правительства Санкт-Петербурга КНВШ проводятся более 18 крупных конкурсов, направленных на поддержку научно-образовательной деятельности молодежи, общий объем финансирования конкурсов составляет более 100 млн.руб. ежегодно.
Санкт-Петербург - один из ключевых российских научных и инновационно-технологических регионов, территория концентрации и развития человеческого капитала, один из лидеров России в развитии экономики знаний. Экономика знаний сегодня признана наиболее эффективной моделью социально-экономического развития регионов и государств, обеспечивающей экономический рост преимущественно за счет наукоемких новых секторов и производств. Сегодня в развитых странах передовые технологии и связанные с ними инновации обеспечивают до 60% экономического роста. Эксперты полагают, что разворачивающаяся волна цифровизации и распространения передовых производственных технологий сможет увеличить ежегодные темпы роста производительности труда в мире с 1% в год в настоящее время - до 3% в год.
Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (далее - Стратегия 2035), наука, технологии, профессиональное образование и инновации закреплены в качестве одного из ключевых направлений развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу. В частности, в Стратегии 2035 отмечается, что для перехода Санкт-Петербурга на инновационный путь развития необходимо обеспечить развитие научной и научно-технической деятельности, эффективного трансфера передовых технологий и инновационных изобретений от разработчиков до потребителей.
Санкт-Петербург входит в тройку регионов-лидеров национального рейтинга научно-технологического развития Российской Федерации, который формируется во исполнение подпункта "в" пункта 10 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 10.02.2022 № Пр-290.
По итогам рейтинга Санкт-Петербург в 2023 году включен в перечень "пилотных" регионов с высоким научно-технологическим потенциалом для проработки методологии внедрения и развития институтов руководителей по научно-техническому развитию субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий" в Санкт-Петербурге разработан и реализуется план мероприятий по проведению в Санкт-Петербурге Десятилетия науки и технологий на 2022-2031 годы (далее - региональный план). Мероприятия регионального плана направлены на достижение поставленных Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в Указе задач: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны и повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
Число публикаций петербургских авторов, индексируемых в WoS (Web of Science) в расчете на 100 исследователей в 2022 году составила 31,2 ед., что выше чем по Российской Федерации за аналогичный период - 21,5 ед. Число публикаций петербургских авторов, индексируемых в международной базе данных "Скопус" (Scopus), в расчете на 100 исследователей в 2022 составила 48,8 ед., что выше чем по Российской Федерации - 33,8 ед.
В вузах Санкт-Петербурга по программам высшего образования в 2022/2023 учебном году обучалось более 157 тыс. иногородних студентов и более 3,4 тыс. аспирантов из всех субъектов Российской Федерации, более 35 тыс. иностранных студентов и более 2 тыс. аспирантов из 150 государств ближнего и дальнего зарубежья. Доля иногородних и иностранных студентов составляет более 58% всего контингента. В Санкт-Петербурге с 2010 года наблюдается существенное увеличение количества иностранных студентов - более чем в 2,5 раза. По итогам рейтинга QS Best Student Cities в 2022 году Санкт-Петербург вошел в топ-100 лучших студенческих городов мира. Вузы Санкт-Петербурга участвуют в международных глобальных, региональных и предметных рейтингах университетов (THE, QS, ARWU) - в настоящее время в указанные рейтинги включены 20 вузов Санкт-Петербурга (включая филиалы вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга). В Московском международном рейтинге вузов MosIUR представлено 15 вузов Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом для активного участия в реализации национальных проектов в сфере науки и образования и имеет очень хорошие перспективы его развития. В сфере науки, инновационно-технологических разработок и системе профессионального образования Санкт-Петербурга обеспечивается реализация комплекса значимых проектов и инициатив:
реализуется стратегически важный инфраструктурный проект "Территория развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - СПбГУ);
участие университетов Санкт-Петербурга в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030": федеральное государственное автономное образовательное учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (далее - СПбПУ); федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.В.И.Ульянова (Ленина)" (далее - ЛЭТИ); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна" (далее - ГУПТД); федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (далее - ГУАП); федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО" (далее - ИТМО); федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" (далее - ГМТУ); федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВМА им.С.М.Кирова); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой" (далее - АРБ им.А.Я.Вагановой); государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ПГМУ им.И.П.Павлова), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (далее - ПГУПС);
прорабатывается вопрос создания инновационных научно-технологических центров (далее - ИНТЦ): на базе СПбГУ - ИНТЦ "Невская дельта" (Санкт-Петербург), на базе ИТМО - ИНТЦ "ИТМО Хайпарк" (Санкт-Петербург), на базе ГМТУ - ИНТЦ "Приморская долина" (Санкт-Петербург и Ленинградская область);
Санкт-Петербургом поддержаны заявки на участие в конкурсном отборе современных университетских кампусов мирового уровня: СПбГУ, ИТМО и СПбПУ - "Технополис политех";
деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы (далее - НТИ) на базе СПбГУ, СПбПУ, ИТМО и ГУАП;
развитие научных центров мирового уровня в рамках национального проекта "Наука и университеты" в Санкт-Петербурге: математического научного центра мирового уровня "Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера"; консорциума СПбГУ и Санкт-Петербургского отделения Математического института им.В.А.Стеклова РАН; научного центра мирового уровня "Персонализированная медицина" на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А.Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ им.В.А.Алмазова" Минздрава России) с участием федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт экспериментальной медицины" (далее - ФГБНУ "ИЭМ"); Павловского центра "Интегративная физиология - персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости" на базе федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физиологии им.И.П.Павлова РАН с участием в том числе федерального государственного бюджетного учреждения науки Института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М.Сеченова РАН, ЛЭТИ; научного центра мирового уровня "Передовые цифровые технологии" на базе СПбПУ с участием в том числе ГМТУ и научно-исследовательского института гриппа имени А.А.Смородинцева Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, СПбГУ, федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии" и федеральное государственное бюджетное научное учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений им.Н.И.Вавилова" входят в состав участников научного центра мирового уровня "Агротехнологии будущего";