ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2024 года № 842-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года.
2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. № 3144-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 46, ст.7733).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р;
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";
план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.
Стратегическое направление действует до 2030 года.
Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);
актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);
предложения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цели | - | достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций; |
уменьшение нагрузки на кадровый состав за счет внедрения механизмов искусственного интеллекта для обработки большого массива данных; | ||
предоставление расширенных возможностей по приобретению, обслуживанию сертифицированных товаров и услуг и обмену такими товарами и услугами, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений; | ||
Целевое состояние | - | высокая степень "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций; |
высокая степень "цифровой зрелости" сферы социальной защиты населения в части комплексной реабилитации; | ||
разработка платформы "Профессиональный информационный портал", служащей ключевым инструментом для всех участников рынка труда в Российской Федерации, посредством создания и обновления базы данных по различным профессиям, включая информацию о навыках, компетенциях, требованиях, зарплатах и тенденциях на рынке труда; | ||
Индикаторы цифровой трансформации отрасли | - | количество пользователей единой цифровой платформы "Работа в России"; |
нуждающихся единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере; | ||
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; | |
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; |
Приоритетами стратегического направления являются:
повышение уровня жизни граждан;
оптимизация процессов взаимодействия участников рынка труда;
повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки в сфере занятости и трудовой миграции;
применение сквозных информационных технологий, обеспечивающих цифровизацию основных государственных услуг и функций в сфере труда и занятости;
предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг персонализированно и проактивно (в упреждающем режиме), дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму;
реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданину, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;
предоставление единой точки доступа инвалидам и их законным представителям к информационным сервисам в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
предоставление единой точки доступа гражданам и работодателям к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством единой цифровой платформы "Работа в России";
единые стандартизированные требования к обеспечению работы реабилитационных организаций для граждан на всей территории Российской Федерации.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.
Целями стратегического направления являются:
оптимизация процессов предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказание государственных услуг в социальной сфере, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, медико-социальной экспертизы, труда и занятости, совокупного изменения моделей оказания государственных услуг в социальной сфере и назначения мер социальной поддержки гражданам (предоставления гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму);
достижение высокой степени "цифровой зрелости" социальной сферы по направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов для всех категорий участников процесса за счет расширения возможностей существующих и создаваемых информационных систем и платформ в сфере комплексной реабилитации и социальной защиты инвалидов путем реализации дополнительных компонентов с искусственным интеллектом, маршрутизации программы реабилитации (абилитации) инвалида с информированием в режиме реального времени инвалида и его представителя. Создание единого информационного пространства, в том числе создание мобильного и веб-приложений для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций в режиме реального времени. Предоставление расширенных возможностей по приобретению, обслуживанию сертифицированных товаров и услуг и обмену такими товарами и услугами, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений. Оптимизация предоставления государственных услуг за счет их реинжиниринга и цифровизации, повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам, в том числе оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в частности сроков их получения, состава представляемых гражданином документов, за счет трансформации процессов предоставления государственных услуг;
снижение административной нагрузки на страхователей (юридических лиц), оптимизация процессов их взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
внедрение технологий искусственного интеллекта в социальной сфере и использование автоматизированной системы для оценки операций на предмет наличия признаков мошенничества и предотвращения таких действий, совершаемых в целях злоупотребления мерами социальной защиты (поддержки);
достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы труда и занятости за счет создания и развития клиентоцентричных цифровых сервисов для трудоустройства, поиска работы и защиты трудовых прав.