ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 апреля 2024 года № 842-р

стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года.

2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. № 3144-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 46, ст.7733).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 2024 года № 842-р



Стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года



I. Общие положения

1. Основания


Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588 "О признании лица инвалидом";

постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. № 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере";

Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р;

Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р;

перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление действует до 2030 года.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления


Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цели

-

достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций;
повышение скорости оказания государственных услуг за счет применения сервисов искусственного интеллекта при оказании содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
повышение качества принимаемых решений за счет осуществления мониторинга и прогнозирования рынка труда с использованием цифровых аналитических инструментов;
обеспечение дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов на базе единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"
(далее - единая цифровая платформа "Работа в России");
снижение уровня теневой занятости с применением проактивного контроля соблюдения трудового законодательства;

уменьшение нагрузки на кадровый состав за счет внедрения механизмов искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;
достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов за счет расширения возможностей существующих и создаваемых информационных систем и платформ в сфере комплексной реабилитации и социальной защиты инвалидов путем реализации дополнительных компонентов с искусственным интеллектом, маршрутизации индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида с информированием в режиме реального времени инвалида и его представителя;
создание единого информационного пространства, в том числе создание мобильного и веб-приложений для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций в режиме реального времени;

предоставление расширенных возможностей по приобретению, обслуживанию сертифицированных товаров и услуг и обмену такими товарами и услугами, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений;
достижение высокой степени "цифровой зрелости" в области охраны труда за счет создания и развития риск-
ориентированных цифровых сервисов для методической поддержки работников и работодателей;
создание платформы, которая будет служить источником информации для исследования и формирования аналитики рынка труда и сферы занятости в Российской Федерации (платформа "Профессиональный информационный портал")

Целевое состояние

-

высокая степень "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций;
до 2030 года внедрение механизмов подбора вакансий и резюме в части формирования рекомендаций и сокращения времени поиска, в том числе в рамках внутренних процессов органов занятости по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
осуществление оперативного мониторинга рынка труда и прогнозирование ситуации на рынке труда;
обеспечение дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов на базе единой цифровой платформы "Работа в России";
информирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства;
организация профилактических и контрольных мероприятий с использованием проактивного контроля за счет внедрения новых индикаторов риска;
уменьшение нагрузки на кадровый состав за счет внедрения механизмов искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;

высокая степень "цифровой зрелости" сферы социальной защиты населения в части комплексной реабилитации;
единое информационное пространство для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и комплексной реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций;
наличие созданной благоприятной среды и функционирование различных информационно-технических платформ и сервисов, позволяющих осуществлять получение и предоставление услуг по обслуживанию сертифицированных товаров и услуг, обмену сертифицированными товарами и услугами, получению и предоставлению таких товаров и услуг, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений;
создание и функционирование единой цифровой платформы по охране труда, предоставляющей возможность работодателям предупреждать и осуществлять профилактику опасностей и минимизировать повреждения здоровья работников, в том числе предоставляющей комплекс цифровых сервисов, включающих сервисы по оценке профессиональных рисков, специальной оценке условий труда, обучению по охране труда, выдаче средств индивидуальной защиты, медицинским осмотрам, подготовке локальных нормативных актов по охране труда, аудитам, мониторингу мероприятий и т.д.;

разработка платформы "Профессиональный информационный портал", служащей ключевым инструментом для всех участников рынка труда в Российской Федерации, посредством создания и обновления базы данных по различным профессиям, включая информацию о навыках, компетенциях, требованиях, зарплатах и тенденциях на рынке труда;
разработка удобного и интуитивно понятного интерфейса
для быстрого и эффективного поиска информации, интеграции с другими системами и платформами для обмена данными и партнерства, реализация интегрированной и комплексной системы взаимодействия с работодателями
для сбора информации о планируемой кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе и предоставления им дополнительной аналитической информации, проведение регулярного анализа данных и аналитики для обновления информации и улучшения качества предоставляемых услуг, разработка и внедрение программ поддержки и обучения для помощи пользователям в эффективном использовании платформы "Профессиональный информационный портал"

Индикаторы цифровой трансформации отрасли

-

количество пользователей единой цифровой платформы "Работа в России";
количество консультаций, оказанных с помощью сервисов на базе искусственного интеллекта;
доля проведенных профилактических и контрольных мероприятий с использованием проактивного контроля;
индикаторы риска нарушения трудового законодательства, выявленные на основе анализа данных с использованием технологий искусственного интеллекта;
количество пользователей, зарегистрированных в информационной системе комплексной реабилитации;
количество посетителей государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере) в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
количество граждан, получающих меры социальной поддержки с учетом данных реестра

нуждающихся единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере;
количество обращений граждан и юридических лиц в информационной системе "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами", обработанных с применением технологий искусственного интеллекта;
количество мошеннических действий в социальной сфере;
количество граждан и их законных представителей, получающих услуги на регулярной основе посредством единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере;
количество посетителей единой цифровой платформы по охране труда;
количество пользователей, зарегистрированных на единой цифровой платформе по охране труда;
количество пользователей платформы "Профессиональный информационный портал"

Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Федеральная служба по труду и занятости;
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере";
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда"

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации



II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются:

повышение уровня жизни граждан;

оптимизация процессов взаимодействия участников рынка труда;

повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки в сфере занятости и трудовой миграции;

применение сквозных информационных технологий, обеспечивающих цифровизацию основных государственных услуг и функций в сфере труда и занятости;

предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг персонализированно и проактивно (в упреждающем режиме), дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму;

реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданину, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;

предоставление единой точки доступа инвалидам и их законным представителям к информационным сервисам в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

предоставление единой точки доступа гражданам и работодателям к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством единой цифровой платформы "Работа в России";

единые стандартизированные требования к обеспечению работы реабилитационных организаций для граждан на всей территории Российской Федерации.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.

2. Цели


Целями стратегического направления являются:

оптимизация процессов предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказание государственных услуг в социальной сфере, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, медико-социальной экспертизы, труда и занятости, совокупного изменения моделей оказания государственных услуг в социальной сфере и назначения мер социальной поддержки гражданам (предоставления гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму);

достижение высокой степени "цифровой зрелости" социальной сферы по направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов для всех категорий участников процесса за счет расширения возможностей существующих и создаваемых информационных систем и платформ в сфере комплексной реабилитации и социальной защиты инвалидов путем реализации дополнительных компонентов с искусственным интеллектом, маршрутизации программы реабилитации (абилитации) инвалида с информированием в режиме реального времени инвалида и его представителя. Создание единого информационного пространства, в том числе создание мобильного и веб-приложений для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций в режиме реального времени. Предоставление расширенных возможностей по приобретению, обслуживанию сертифицированных товаров и услуг и обмену такими товарами и услугами, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений. Оптимизация предоставления государственных услуг за счет их реинжиниринга и цифровизации, повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам, в том числе оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в частности сроков их получения, состава представляемых гражданином документов, за счет трансформации процессов предоставления государственных услуг;

снижение административной нагрузки на страхователей (юридических лиц), оптимизация процессов их взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

внедрение технологий искусственного интеллекта в социальной сфере и использование автоматизированной системы для оценки операций на предмет наличия признаков мошенничества и предотвращения таких действий, совершаемых в целях злоупотребления мерами социальной защиты (поддержки);

достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы труда и занятости за счет создания и развития клиентоцентричных цифровых сервисов для трудоустройства, поиска работы и защиты трудовых прав.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»