ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 декабря 2021 года N 3581-р
[О Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года]
(с изменениями на 17 января 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года N 45-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее - Программа).
2. Федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Минтруд России отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года N 45-р. - См. предыдущую редакцию)
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года N 45-р. - См. предыдущую редакцию)
6. Минтруду России утвердить до 31 марта 2022 г. показатели реализации Программы по субъектам Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года
(с изменениями на 17 января 2024 года)
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 г. N Пр-1096.
Уровень занятости молодежи в возрасте 15-29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15-24 года. В 2017-2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15-29 лет снизился с 54 процентов до 49,8 процента, а в группе 15-24 года с 29,6 до 26,7 процента, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского значения - 58,4 процента в 2020 году.
При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30-34 года и 25-29 лет (в 2017-2020 годах он более чем в 1,44 и 1,41 раза соответственно превышал среднероссийский уровень занятости населения). За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15-34 лет выше среднероссийского уровня занятости населения. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15-24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25-34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 4,8 процента в возрастной группе 15-19 лет и 48 процентов в возрастной группе 20-24 года).
Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017-2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15-29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29,1 процента всех занятых в этом виде деятельности), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27,8 процента), деятельность финансовая и страховая (26,7 процента), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,6 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,7 процента).
В молодежном сегменте рабочей силы доминируют занятые в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (19,9 процента всех занятых в возрасте 15-29 лет), обрабатывающих производствах (12,7 процента), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (8,6 процента).
В 2017-2020 годах наблюдалась тенденция снижения доли молодежи среди занятых в неформальном секторе (23,5 процента в 2017 году, 21 процент - в 2019 году и 19,7 процента - в 2020 году). Численность занятых в неформальном секторе среди молодежи сократилась по всем возрастным группам - 15-19 лет на 31 тыс. человек, или на 16,7 процента, и 20-29 лет на 556 тыс. человек, или на 17,5 процента.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 года почти в 3 раза выше среднероссийского уровня безработицы населения, в то время как в возрастной группе 15-34 лет он превышает среднероссийский уровень безработицы менее чем в 1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8,6 процента, а в возрастной группе 15-24 года - 17,3 процента по отношению к среднероссийскому уровню 5,8 процента.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15-19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 28,4 процента - в 2017 году до 24,7 процента - в 2019 году), то в 2020 году увеличился до 27,2 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-24 лет (с 14,4 до 16,2 процента). Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25-29 лет (рост с 5,6 до 7,4 процента), 30-34 года (рост с 4,4 процента до 6 процентов).
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15-19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25-29 лет и 30-34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20-24 года;
относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентации для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года N 45-р. - См. предыдущую редакцию)
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);
содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);
организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";
развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России");
содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, определение понятия "наставник" и порядка осуществления наставничества, мониторинг уровня безработицы молодежи, проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи).
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022-2024 годы, в рамках которого предусматривается:
развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025-2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий Программы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года N 45-р. - См. предыдущую редакцию)
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.