ГОСТ Р 71234-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подвесные канатные дороги для транспортирования людей
ДОРОГИ КОЛЬЦЕВЫЕ ОДНОКАНАТНЫЕ. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Требования безопасности
Suspended cableways for transportation of people. Single-rope ring cableways. Carriers. Safety requirements
ОКС 45.100
Дата введения 2024-09-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "Мысль" Новочеркасского государственного технического университета (ООО "ИКЦ "Мысль" НГТУ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2024 г. № 329-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13796-1:2017* "Требования безопасности к канатным установкам для перевозки людей. Подвижной состав. Часть 1. Зажимы, тележки-носители, бортовые тормоза, кабины, кресла, тележки, тележки для обслуживания, буксирные подвески" (EN 13796-1:2017 "Safety requirements for cableway installations designed to carry persons - Carriers - Part 1: Grips, carrier trucks, on-board brakes, cabins, chairs, carriages, maintenance carriers, tow-hangers", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к подвижному составу одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог, применяемые при их проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции.
Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13796-1:2017, а также требований нормативно-правовых актов в области безопасности пассажирских подвесных канатных дорог, действующих в Российской Федерации.
Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия пассажирских подвесных канатных дорог и их конструктивных элементов требованиям безопасности.
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к подвижному составу (ПС) одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД) и его конструктивным элементам, применяемые при проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции.
Стандарт не распространяется на маятниковые ППКД, буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные, грузовые канатные дороги, стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта, паромы, приводимые в движение канатами.
Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к снижению уровня безопасности при эксплуатации ППКД.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 9.101 Единая система защиты от коррозии и старения. Основные положения
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12971 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 32565 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 32578 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к материалам
ГОСТ 33855 Обоснование безопасности оборудования. Рекомендации по подготовке
ГОСТ 34093-2017 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам
ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению
ГОСТ 34872 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Термины и определения
ГОСТ 34952 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Канаты. Требования безопасности
ГОСТ EN 795 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Устройства анкерные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ EN 13478 Безопасность машин. Противопожарная защита
ГОСТ ISO 898-1 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы
ГОСТ ISO 898-2 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 2. Гайки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы
ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ Р 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ Р 27.102 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения
ГОСТ Р 51090 Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
ГОСТ Р 53688 Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 2. Алюминий и алюминиевые сплавы
ГОСТ Р 54124 Безопасность машин и оборудования. Оценка риска
ГОСТ Р 58099 Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах
ГОСТ Р 70694 Оценка соответствия. Порядок обязательного подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения
ГОСТ Р 71236 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Принципы расчета нагрузок и их комбинаций
ГОСТ Р 71238 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 5817 Сварка. Сварные соединения из стали, никеля, титана и их сплавов, полученные сваркой плавлением (исключая лучевые способы сварки). Уровни качества
ГОСТ Р ИСО 9606-1 Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали
ГОСТ Р ИСО 10042 Сварка. Сварные соединения из алюминия и его сплавов, полученные дуговой сваркой. Уровни качества
ГОСТ Р ИСО 10865-1 Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров в креслах-колясках, сидящих лицом назад
ГОСТ Р ИСО 10865-2 Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 2. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках по направлению движения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34872, ГОСТ 34952, ГОСТ Р 27.102, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 защитные элементы подвижного состава: Устройство защиты подвижного состава в виде защитной скобы, защитного колпака, защитных демпферов, защитных ограждений (поручней или планок).
3.2 защитная скоба (скоба безопасности): Устройство защиты пассажиров на креслах пассажирских подвесных канатных дорог, предназначенное для предотвращения выпадения или сползания пассажиров.
3.3 защитный колпак: Устройство защиты пассажиров на креслах от погодных воздействий.
3.4 промежуточная рама: Металлическая конструкция, предназначенная для шарнирного соединения подвески с кабиной или креслом через упругие элементы (демпферы).
3.5 защитный элемент роликового балансира: Устройство для предотвращения схода каната с зажимом в сторону опоры.
3.6 клапан: Элемент, шарнирно соединенный с корпусом зажима, предназначенный для облегчения прохождения зажима под прижимными роликами.
Принципы обеспечения безопасности при проектировании ПС должны соответствовать ГОСТ ISO 12100 и быть основаны на оценке риска по ГОСТ Р 54124.
Результаты оценки риска должны быть отражены в обосновании безопасности, рекомендации по подготовке которого установлены ГОСТ 33855. Количественные показатели риска определяют в соответствии с категориями опасности объектов внеуличного транспорта, установленными нормативно-правовыми документами, действующими в Российской Федерации.
4.1 Идентификация рисков
Факторами риска, которые могут привести к опасной ситуации, являются:
а) перегрузка ПС;
б) повреждение элементов ПС, вызванное износом, усталостью, деформацией, старением, коррозией;
в) столкновения;
г) повреждение несуще-тягового каната в месте прикрепления зажима;
д) нарушение отцепления-прицепления зажима;
е) недостаточное сопротивление проскальзыванию или отрыву зажима;
ж) самопроизвольное срабатывание двери кабины ПС;
и) недостаточная прочность и жесткость защитных конструкций;
к) затрудненный доступ к средствам эвакуации для обслуживающего персонала, задействованного при эвакуации пассажиров;
л) огонь (пожар);
м) проведение при регламентных работах, ремонте и (или) реконструкции ПС замены деталей и узлов на не соответствующие заменяемым по своим характеристикам.