ГОСТ Р 71236-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подвесные канатные дороги для транспортирования людей
ДОРОГИ КОЛЬЦЕВЫЕ ОДНОКАНАТНЫЕ
Принципы расчета нагрузок и их комбинаций
Suspended cableways for transportation of people. Single-rope ring cableways. Principles of calculation of loads and their combinations
ОКС 45.100
Дата введения 2024-09-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультативный центр "КРАН" (ООО "ИКЦ "КРАН") и Обществом с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "Мысль" Новочеркасского государственного технического университета (ООО "ИКЦ "Мысль" НГТУ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2024 г. № 331-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 12930:2015* "Требования безопасности к устройствам пассажирских подвесных канатных дорог. Расчеты" (EN 12930:2015 "Safety requirements for cableway installations designed to carry persons - Calculations", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к принципам расчета нагрузок и их комбинаций при проектировании, ремонте и реконструкции одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог.
В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения европейского стандарта ЕН 12930:2015, а также требования нормативно-правовых актов в области безопасности пассажирских подвесных канатных дорог, действующих в Российской Федерации.
Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия пассажирских подвесных канатных дорог и их конструктивных элементов требованиям безопасности.
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы определения расчетных нагрузок и их комбинаций, используемых для проектирования одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД) и их конструктивных элементов.
Стандарт не распространяется на маятниковые ППКД, буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные, грузовые канатные дороги, стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта, паромы, приводимые в движение канатами.
Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к снижению уровня безопасности при использовании ППКД.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения
ГОСТ 25.504 Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости
ГОСТ 27609 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Основные положения и требования к проведению и нормативно-техническому обеспечению
ГОСТ 34872 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Термины и определения
ГОСТ 34952 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Канаты. Требования безопасности
ГОСТ Р 2.106 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ Р 27.102 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения
ГОСТ Р 71233 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги одноканатные кольцевые. Приводы и другое механическое оборудование. Требования безопасности
ГОСТ Р 71234-2024 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги одноканатные кольцевые. Подвижной состав. Требования безопасности
ГОСТ Р 71235 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги одноканатные кольцевые. Натяжные устройства. Требования безопасности
СП 14.13330 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"
СП 16.13330 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции"
СП 20.13330 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34872, ГОСТ Р 27.102, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 рабочее состояние: Состояние ППКД, в котором она полностью смонтирована и способна выполнять все установленные в технической документации функции.
3.2 нерабочее состояние: Состояние ППКД, при котором ее подвижной состав не загружен полезной нагрузкой, дорога остановлена и ее работа не допускается.
3.3 цикл работы ППКД: Процесс движения единицы подвижного состава от исходного положения до его возвращения в это положение.
3.4 испытательные нагрузки: Нагрузки, прилагаемые к ППКД и ее конструктивным элементам при проведении испытаний.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- коэффициент динамичности;
- коэффициент динамичности при неустановившемся режиме работы ППКД;
- коэффициент надежности для расчета по допускаемым напряжениям;
- частный коэффициент надежности по нагрузке;
- коэффициент надежности по материалу;
- коэффициент, учитывающий ответственность элемента конструкции ППКД;
- коэффициент условий работы;
- общий коэффициент запаса при расчетах по методу допускаемых напряжений;
m - масса полезной нагрузки, включающая массу подвижного состава с пассажирами, перевозимого ими груза и инвентаря;
g - ускорение свободного падения;
- ускорение, действующее в j-м направлении.
5.1 Требования к расчетам
Расчеты несущей способности конструкций ППКД, выполненные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, должны подтвердить, что требования безопасности ППКД и ее конструктивных элементов соблюдены, и свидетельствовать о соответствии конструктивных решений критериям работоспособности и долговечности с учетом условий эксплуатации.
Перечень критериев работоспособности и долговечности зависит от конструкции и условий эксплуатации проектируемого устройства или элемента.
Условия эксплуатации определяют нагрузки и их сочетания, включающие климатические воздействия.
Для расчета элементов ППКД по критериям работоспособности и долговечности могут быть использованы методики моделирования нагрузок, отличные от принятых в данном стандарте, если они подтверждены опытом проектирования.
5.2 Расчетные схемы и модели
При проведении расчетов несущей способности за основу должны быть приняты наиболее неблагоприятные условия нагружения и комбинаций нагрузок с указанием на расчетной схеме (модели) их направлений и величин. Расчетные схемы и модели должны адекватно отражать принятые условия нагружения и комбинации нагрузок.
5.3 Форма представления результатов расчетов
Форма представления результатов расчетов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 2.106 и ГОСТ 27609.
5.4 Подтверждение несущей способности путем проведения испытаний
Наряду с расчетами несущей способности могут быть проведены испытания, которые должны подтвердить заявленные характеристики конструктивных элементов, связанные с безопасностью.
5.5 Классификация расчетных критериев несущей способности
В расчетах следует использовать следующие группы расчетных критериев:
- группа I - критерии, связанные с ограничением долговечности элементов ППКД при нормальной эксплуатации:
- усталостное повреждение;
- износ;
- группа II - критерии, связанные с нарушением работоспособности:
- пластические деформации;
- разрушение (вязкое, хрупкое);
- потеря общей или местной устойчивости;
- потеря устойчивости положения в пространстве конструкций или его элементов;
- превышение максимальных нагрузок и моментов в приводах (двигатели, натяжные устройства, тормоза и пр.);
- группа III - критерии, связанные с нарушением нормальной эксплуатации:
- чрезмерные деформации;
- чрезмерные по амплитуде или времени затухания колебания;
- превышение пределов климатических воздействий.
5.6 Методы подтверждения работоспособности и долговечности
5.6.1 Расчеты по любому критерию работоспособности или долговечности должны быть построены в форме сравнения двух величин, одна из которых характеризует фактическое состояние или поведение конструкции (например, действующее напряжение, прогиб и т.п.), а другая - предельное состояние (например, допускаемое напряжение, расчетное сопротивление или допустимый прогиб). Расчеты должны обеспечивать выполнение критериев работоспособности и долговечности с заданной вероятностью возникновения предельных состояний, определяемой при оценке рисков.