ГОСТ ISO 12100-2013
Группа Г07
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность машин
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Оценки риска и снижения риска
Safety of machine tools. General principles for design. Risk assessment and risk reduction
МКС 13.110
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2014 г. N 137-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12100-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12100:2010* Safety of machinery - General principles for design - Risk assessment and risk reduction (Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 12100-2010 отменяет и заменяет ISO 12100-1:2003, ISO 12100-2:2003 и ISO 14121-1:2007.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Перевод с английского языка (en).
Степень соответствия - идентичная (IDT)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт отменяет и заменяет ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001, ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002, в Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007, ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007, ГОСТ Р 51344-99.
Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний, позволяющих конструкторам создавать машины, отвечающие требованиям безопасности при их использовании по назначению. Настоящий стандарт определяет также стратегию для разработчиков других национальных стандартов.
Понятие "безопасность машин" включает в себя способность машины выполнять свою(и) функцию(и) в течение всего срока службы при адекватном (достаточном) снижении рисков.
Настоящий стандарт является основой для системы стандартов, имеющей следующую структуру:
- стандарты типа А - основные стандарты по безопасности, устанавливающие основные понятия, принципы конструирования и общие положения, которые могут быть применены ко всем машинам;
- стандарты типа В - общие стандарты по безопасности, рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства, которое может использоваться для широкого класса машин:
- стандарты типа В1 - стандарты по конкретным аспектам безопасности (например, по безопасным расстояниям, шумам, безопасной температуре поверхности и т.п.);
- стандарты типа В2 - стандарты по защитным устройствам (например, по двуручным средствам управления, устройствам блокировки, датчикам давления, защитным ограждениям и т.п.);
- стандарты типа С - стандарты по безопасности машин, рассматривающие детализированные требования к безопасности отдельной машины или группы машин.
Настоящий стандарт является стандартом типа А.
Вопросы, рассматриваемые в разделах или подразделах настоящего стандарта, более подробно рассматриваются также в других стандартах типа А или В.
Если положения стандарта типа С отличаются от одного или нескольких положений настоящего стандарта или стандарта типа В, то приоритет принадлежит стандарту типа С.
Рекомендуется ввести основные положения настоящего стандарта в программы курсов обучения и в руководства для конструкторов, устанавливающие основную терминологию и общие методы конструирования.
При разработке настоящего стандарта были учтены требования ISO/IEC Руководство 51 [1].
Настоящий стандарт определяет основные термины и устанавливает методы и принципы оценки и снижения риска, способствующие обеспечению безопасности машин на стадии проектирования. Эти принципы основаны на знаниях и опыте конструирования, эксплуатации машин, на анализе неполадок, несчастных случаев и рисков, связанных с машинами и механизмами.
В стандарте описаны процедуры идентификации опасностей, качественной и количественной оценки рисков на протяжении всех фаз жизненного цикла машины и рекомендации по устранению опасностей или удовлетворительному снижению рисков. Даны руководящие указания по контролю и документальному оформлению процессов оценки и снижения риска.
В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью домашних животных, нанесением ущерба имуществу или окружающей среде.
Примечание 1 - В приложении В в отдельных таблицах даны примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных случаев с целью разъяснения упомянутых концепций и оказания помощи конструктору в процессе идентификации опасностей.
Примечание 2 - Практическое использование нескольких методов для каждого этапа оценки риска описано в ISO 14121-2 [24].
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на нижеследующий международный стандарт*. При использовании датированных ссылок следует принимать во внимание исключительно данную редакцию документа. Для недатированных ссылок используется последняя редакция нормативного документа, на который дается ссылка (с учетом всех внесенных поправок):
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
IEC 60204-1:2005 Безопасность оборудования. Электрооборудование машин. Часть 1. Общие требования (IEC 60204-1:2005, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 машина, механизмы (machine, machinery): Совокупность связанных между собой частей и устройств, как минимум один из которых движется, имеет соответствующий привод, органы управления и энергетические узлы, соединенные вместе для определенного применения.
Примечание 1 - Термины "машина" и "механизм" распространяются также на совокупность машин, которые для достижения конкретной цели компонуются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое.
Примечание 2 - В приложении А приведено общее схематическое изображение машины.
3.2 надежность (reliability): Способность машины или ее компонентов безотказно выполнять установленные функции при определенных условиях в течение установленного отрезка времени.
3.3 ремонтопригодность (maintainability): Свойство машины сохранять или восстанавливать работоспособность (при использовании по назначению) путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с инструкцией для пользователей и установленной практикой с использованием предусмотренных для этого средств.
3.4 удобство использования (usability): Простота эксплуатации машины, помимо прочего, благодаря свойствам и характеристикам, позволяющим легко понять ее функцию (и).
3.5 вред здоровью (harm): Нанесение физической травмы или причинение ущерба здоровью человека.
3.6 опасность (hazard): Потенциальная угроза нанесения физической травмы или причинения вреда здоровью человека.
Примечание 1 - Термин "опасность" можно квалифицировать в соответствии с причиной его происхождения (например, механическая опасность, электрическая опасность) или характера потенциального повреждения (например, опасность поражения электрическим током, опасность пореза, опасность воздействия токсических веществ, опасность возгорания).
Примечание 2 - Виды опасностей:
- опасности, постоянно присутствующие в процессе использования машины по назначению (например, опасное перемещение подвижных элементов, дуговой разряд в процессе сварки, вредная для здоровья рабочая поза, эмиссия шума, высокая температура);
- опасности, возникающие неожиданно (например, взрыв, опасность раздавливания вследствие неожиданного/непреднамеренного пуска, выбросы вследствие аварии, падение вследствие ускорения или замедления).
3.7 характерная опасность (relevant hazard): Опасность, присущая машине или неразрывно связанная с процессом ее эксплуатации.
Примечание 1 - Соответствующая опасность устанавливается как результат процесса, описанного в разделе 5.
Примечание 2 - Этот термин входит в базовую терминологию стандартов типа В и типа С.
3.8 существенная опасность (significant hazard): Опасность, которая определяется как характерная и требует от конструктора особых действий по устранению или снижению риска в соответствии с его оценкой.
Примечание - Этот термин входит в базовую терминологию стандартов типов В и С.
3.9 опасный случай (hazardous event): Неожиданный случай, который может стать причиной нанесения физической травмы или причинения вреда здоровью человека.
Примечание - Опасный случай может быть кратковременным или происходить в течение длительного периода времени.
3.10 опасная ситуация (hazardous situation): Обстоятельства, при которых человек подвергается, по меньшей мере, одной или нескольким опасностям.
Примечание - Результат опасной ситуации может проявиться сразу же или через некоторый промежуток времени.
3.11 опасная зона (hazard zone, danger zone): Любое пространство внутри машины или вокруг нее, в котором человек может подвергаться опасности.
3.12 риск (risk): Сочетание вероятности нанесения и степени тяжести возможных травм или другого вреда здоровью.
3.13 остаточный риск (residual risk): Риск, остающийся после принятия защитных мер.