ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 марта 2024 года № 581-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года.

2. Минэнерго России совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений в части топливно-энергетического комплекса.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3924-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст.398).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2024 года № 581-р



Cтратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года



I. Общие положения

1. Основания


Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации";

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р;

Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. № Пр-1383;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. № Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление утверждается до 2030 года.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства энергетики Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цель

-

достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников топливно-энергетического комплекса, ускоренный переход топливно-энергетического комплекса на новые управленческий и технологический уровни, способствующие достижению технологического суверенитета, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов с применением общих информационных моделей, "сквозных" цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов

Целевое состояние

-

в рамках большинства производственных и бизнес-процессов российских организаций топливно-энергетического комплекса применяются "сквозные" цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта;
спроектирован домен топливно-энергетического комплекса, реализованы сервисы домена на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
информационный обмен в областях топливно-энергетического комплекса осуществляется на базе общих информационных моделей, а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов;
цифровая трансформация в топливно-энергетическом комплексе осуществлена на основе отечественных информационно-
коммуникационных технологий, обеспечивающих технологический суверенитет;
достигнут высокий уровень автоматизации процессов в рамках предоставления услуг в топливно-энергетическом комплексе (в том числе государственных);
в топливно-энергетическом комплексе обеспечена устойчивость информационной инфраструктуры к угрозам информационной безопасности, возникающим в результате цифровой трансформации

Индикаторы цифровой трансформации

-

доля руководителей и специалистов, обладающих знаниями в области цифровой трансформации, в организациях топливно-
энергетического комплекса;
готовность топливно-энергетического комплекса Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта;
отношение инвестиций в цифровую трансформацию организаций топливно-энергетического комплекса к выручке организаций топливно-энергетического комплекса;
уровень использования промышленных роботов в организациях топливно-энергетического комплекса;
доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации отрасли, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов

Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
организации, указанные статье 5 Федерального закона "О государственной информационной системе топливно-
энергетического комплекса"
;
организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, которые вправе получить государственную аккредитацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г.
№ 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";

федеральные институты инновационного развития, входящие в перечень федеральных институтов инновационного развития, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. № 241-р;
иные заинтересованные организации



II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются:

осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественных "сквозных" цифровых технологий;

платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в топливно-энергетическом комплексе, в том числе формирование отдельных компонентов архитектуры информационных систем топливно-энергетического комплекса на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;

построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в топливно-энергетическом комплексе;

обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в топливно-энергетическом комплексе, в частности посредством импортозамещения в области "сквозных" цифровых технологий;

обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, в первую очередь критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса;

реализация государственной политики в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса посредством применения единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и с соблюдением принципов клиентоцентричности;

оптимизация процессов предоставления услуг в топливно-энергетическом комплексе, в том числе посредством автоматизации процессов взаимодействия между организациями топливно-энергетического комплекса и органами государственной власти.

2. Цель


Целью стратегического направления является достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни, способствующие достижению технологического суверенитета, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов с применением общих информационных моделей, "сквозных" цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.

3. Задачи


Задачами стратегического направления являются:

обеспечение условий и мер поддержки разработки и внедрения отечественных "сквозных" цифровых технологий, применимых в топливно-энергетическом комплексе (как для разработчиков, так и для заказчиков), в том числе посредством коммерциализации и тиражирования результатов интеллектуальной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса для создания внутреннего рынка зрелых "сквозных" цифровых технологий, применимых в топливно-энергетическом комплексе;

обеспечение консолидации отечественных организаций топливно-энергетического комплекса с целью формирования отраслевого заказа в области "сквозных" цифровых технологий, приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области "сквозных" цифровых технологий;

проектирование целевой архитектуры домена топливно-энергетического комплекса, в соответствии с которой будут реализованы сервисы домена на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

создание инфраструктурной платформы электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления, обеспечивающей высокий уровень информационной безопасности;

формирование цифровой экосистемы для целей оптимизации процессов сбора, обработки и использования производственных и технологических данных;

обеспечение активного использования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" в топливно-энергетическом комплексе;

обеспечение условий для автоматизации процессов в рамках предоставления услуг в топливно-энергетическом комплексе (в том числе государственных);

обеспечение развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий, применяемых в топливно-энергетическом комплексе, в частности апробирование новых механизмов практического обучения;

обеспечение условий развития сервисов (служб) облачных вычислений, перехода организаций топливно-энергетического комплекса на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности при применении облачных вычислений;

обеспечение условий для полного исключения использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также защиты и безопасного хранения исходных кодов отечественного программного обеспечения, используемого организациями топливно-энергетического комплекса;

обеспечение условий для оптимизации и трансформации бизнес-процессов организаций топливно-энергетического комплекса и внедрения новых бизнес-моделей, в том числе моделей управления на основе данных;

обеспечение условий для повышения уровня информационной безопасности в организациях топливно-энергетического комплекса;

обеспечение условий для бесперебойного функционирования производственных объектов организаций топливно-энергетического комплекса в процессе их цифровой трансформации;

обеспечение условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе;

создание информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения доступа к наборам данных, а также повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта, применимых в топливно-энергетическом комплексе;

обеспечение условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»