МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2022 года N 1292
Об утверждении Инструкции об организации и о проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России
В целях совершенствования организации и повышения эффективности проведения инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации и о проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России.
2. Структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России разработать с учетом возложенных на них полномочий методики проверки и оценки деятельности территориальных органов МЧС России по соответствующему направлению деятельности и представить их на утверждение соответствующим организационно-распорядительным документом МЧС России в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н.Яцуценко.
4. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 13.01.2020 N 8 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России".
Министр
А.В.Куренков
Инструкция об организации и о проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России
1.1. Инструкция об организации и о проведении инспекторских и тематических проверок деятельности территориальных органов МЧС России (далее - Инструкция) определяет единые требования и подходы к организации и проведению инспекторских и тематических проверок (далее - проверки), устанавливает виды, цели, задачи, порядок подготовки и проведения проверок, полномочия должностных лиц, участвующих в проверке, а также порядок осуществления контроля за мероприятиями по итогам проверки и оценки деятельности территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России).
1.2. Инструкция разработана с учетом:
Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868;
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2008, N 43, ст.4921; N 47, ст.5431; 2009, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301; N 20, ст.2435; N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193; N 40, ст.5532; 2012, N 6, ст.643; N 19, ст.2329; N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314; N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131; N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641; N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211; 2017, N 13, ст.1913; N 44, ст.6492; 2018, N 44, ст.6713; N 52, ст.8242; 2019, N 42, ст.5891; 2020, N 1, ст.7; N 23, ст.3621; N 27, ст.4185; 2021, N 24, ст.4473; N 27, ст.5346; N 40, ст.6803; 2022, N 1, ст.71, N 33, ст.5885.
Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 2 сентября 2014 г. N 484;
________________
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2014 г., регистрационный N 34275 с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 13 августа 2015 г. N 441 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2015 г., регистрационный N 38829), от 16 октября 2017 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2017 г., регистрационный N 49166), от 22 октября 2018 г. N 465 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2018 г., регистрационный N 53234), от 14 февраля 2020 г. N 92 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2020 г., регистрационный N 59120), от 4 августа 2021 г. N 514 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65197).
Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России 27 марта 2020 г. N 217.
________________
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030 с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 21 мая 2021 г. N 334 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64107).
В Инструкции применяются следующие основные понятия и их сокращения:
внеплановая комплексная инспекторская проверка - контрольное мероприятие, проводимое комиссией МЧС России в соответствии с решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), в рамках которого проверяются основные и обеспечивающие направления деятельности ТО МЧС России;
инспекторская проверка - контрольное мероприятие в виде комплексной или контрольной проверки, проводимое в соответствии с графиком инспекторских проверок ТО МЧС России или в соответствии с решением Министра отделом структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, функцией которого является организация инспекторских проверок ТО МЧС России;
комиссия МЧС России - орган, формируемый для осуществления инспекторских и тематических проверок, в состав которого входят должностные лица структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и учреждений, находящихся в ведении МЧС России, а также могут входить представители ТО МЧС России;
контрольная инспекторская проверка - контрольное мероприятие, проводимое комиссией МЧС России в соответствии с графиком инспекторских проверок ТО МЧС России, в рамках которого проверяется деятельность ТО МЧС России по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе плановой или внеплановой комплексной инспекторской проверки;
контрольное мероприятие - организационная форма осуществления проверки и оценки деятельности ТО МЧС России, проводимая в выездном порядке;
нарушение - факт несоответствия деятельности ТО МЧС России требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным правовым, организационно-распорядительным актам и документам МЧС России;
недостаток - факт в деятельности ТО МЧС России, способный оказать негативное влияние на деятельность ТО МЧС России, в том числе на ее результативность, не являющийся нарушением требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых, организационно-распорядительных актов и документов МЧС России; объект проверки - ТО МЧС России;
особый контроль - совокупность организационно-методических и практических мер, способов и приемов управленческого воздействия руководства МЧС России, структурных подразделений центрального аппарата МЧС России на ТО МЧС России, деятельность (бездеятельность) которых обусловила получение неудовлетворительной оценки в ходе плановой или внеплановой комплексной инспекторской проверки;
отдел инспектирования - отдел структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, функцией которого является организация инспекторских проверок ТО МЧС России;
плановая комплексная инспекторская проверка - контрольное мероприятие, проводимое комиссией МЧС России в соответствии с графиком инспекторских проверок ТО МЧС России, в рамках которого проверяются основные и обеспечивающие направления деятельности ТО МЧС России;
проверяемый период - период времени, за который проводится проверка;
СПЦА МЧС России - структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
тематическая внеплановая проверка - контрольное мероприятие, проводимое комиссией МЧС России, в рамках которого проверяются отдельные вопросы деятельности ТО МЧС России в соответствии с решением Министра (если контроль деятельности СПЦА МЧС России осуществляет Министр) или решением заместителя Министра (осуществляющего координацию и контроль деятельности соответствующего СПЦА МЧС России);
тематическая плановая проверка - контрольное мероприятие, проводимое комиссией МЧС России в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России на текущий год, в рамках которого проверяются отдельные направления деятельности ТО МЧС России.
3.1. Целями проверок являются:
проверка и оценка деятельности ТО МЧС России, определение фактического положения дел;
выявление причин и условий, способствующих возникновению недостатков в деятельности ТО МЧС России;
совершенствование организации и повышение результативности деятельности ТО МЧС России;
оказание методической и практической помощи ТО МЧС России.
3.2. Задачами проверок являются:
определение готовности ТО МЧС России к выполнению задач по предназначению;
определение соответствия организации деятельности ТО МЧС России требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых, организационно-распорядительных актов и документов МЧС России в целом и по отдельным направлениям деятельности ТО МЧС России;
оценка организации и эффективности деятельности ТО МЧС России по выполнению возложенных на него задач, а также соответствия статистической и иной отчетности, представляемой в МЧС России, фактическому положению дел;
анализ эффективности взаимодействия ТО МЧС России с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, средствами массовой информации по вопросам осуществления возложенных полномочий;
выработка мер и рекомендаций по приведению деятельности ТО МЧС России в соответствие установленным требованиям;
определение достаточности принятых мер по выполнению мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок;
изучение, обобщение и распространение новых передовых форм и методов работы.
4.1. Планирование инспекторских проверок.
4.1.1. Планирование плановых комплексных и контрольных инспекторских проверок ТО МЧС России на очередной календарный год (далее - очередной год) осуществляется путем формирования отделом инспектирования графика инспекторских проверок ТО МЧС России (далее - график проверок). Отдел инспектирования направляет в СПЦА МЧС России запрос о внесении предложений о проведении плановых комплексных инспекторских проверок на очередной год. Соответствующие предложения, согласованные с координирующими деятельность СПЦА МЧС России заместителями Министра, направляются в отдел инспектирования в срок до 5 октября года, предшествующего очередному году.
В график проверок включаются ТО МЧС России исходя из следующих критериев:
проверяемый период проведения плановых комплексных инспекторских проверок, предусмотренный подпунктом 4.1.4 настоящего пункта;
периодичность проведения плановых комплексных инспекторских проверок, предусмотренная подпунктом 6.1 пункта 6 Инструкции;
место ТО МЧС России в рейтинге главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации за предыдущий год и первое полугодие текущего года (проверке подлежат ТО МЧС России, занявшие последние места в рейтинге);
факты представления недостоверной информации в анализах деятельности ТО МЧС России;
результаты ранее проведенной плановой и внеплановой комплексной инспекторской проверки;
сведения, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
4.1.2. График проверок подписывается заместителем Министра, осуществляющим координацию и контроль деятельности СПЦА МЧС России, на которое возложена функция по организации инспекторских проверок ТО МЧС России, и представляется на утверждение Министру в срок до 1 ноября текущего года.
4.1.3. Утвержденный график проверок направляется в СПЦА МЧС России, учреждения, находящиеся в ведении МЧС России, и ТО МЧС России.
4.1.4. Сроки и даты проведения плановых комплексных инспекторских проверок ТО МЧС России в соответствии с учетом оперативной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации, а также проверяемый период определяются руководителем СПЦА МЧС России, на которое возложена функция по организации инспекторских проверок ТО МЧС России.
Проверяемый период устанавливается с года проведения последней плановой или внеплановой комплексной инспекторской проверки, но не более последних 5 лет.
4.1.5. Планирование контрольной инспекторской проверки осуществляется на основании решения Министра в соответствии с приказом МЧС России об установлении особого контроля за деятельностью ТО МЧС России.
4.1.6. Сроки, даты проведения внеплановых комплексных инспекторских проверок ТО МЧС России и проверяемый период определяются решением Министра.
4.2. Планирование тематических плановых и внеплановых проверок.
4.2.1. Организация планирования тематических плановых проверок, в том числе совместно с заинтересованными СПЦА МЧС России, возлагается на СПЦА МЧС России, являющееся инициатором проверки.
При планировании тематических плановых проверок сроки и даты их проведения определяются руководителем СПЦА МЧС России, являющегося инициатором проверки.
4.2.2. Организация подготовки тематической плановой или внеплановой проверки, в том числе совместно с заинтересованными СПЦА МЧС России, возлагается на СПЦА МЧС России, являющееся инициатором проверки.