МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2022 года N АБ-3915/06

О направлении методических рекомендаций



Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по внедрению системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках реализации Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.

А.В.Бугаев



Методические рекомендации по внедрению системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей



Термины и определения


Для оперативного решения задач по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО), а также качественной разработки на муниципальном уровне соответствующих нормативных правовых актов рекомендуется использовать единый понятийный аппарат:

ПФДО - система закрепления определенного объема средств за потребителем и их последующая передача исполнителю, реализующему дополнительную общеобразовательную программу, вне зависимости от их организационно-правовой формы, по выбору потребителя;

участники системы ПФДО - региональный оператор ПФДО, уполномоченные органы, исполнители образовательных услуг, потребители, получающие дополнительное образование с использованием сертификатов, а также их родители (законные представители);

потребитель - ребенок в возрасте от 5 до 18 лет, проживающий на территории субъекта Российской Федерации на законных основаниях (постоянное место жительства, временная регистрация);

исполнитель образовательных услуг - образовательная организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в систему ПФДО. К ним относятся государственные (муниципальные) организации, частные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

персонифицированный учет - механизм, позволяющий отслеживать выбор и получение детьми дополнительного образования у исполнителей образовательных услуг;

сертификат дополнительного образования - электронная реестровая запись о включении ребенка в систему ПФДО, т.е. идентификационный номер, подтверждающий его право на получение дополнительного образования в порядке и на условиях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления;

норматив обеспечения сертификата дополнительного образования (номинал) - объем индивидуальных бюджетных гарантий по оплате образовательных услуг, определяемый и устанавливаемый для одного ребенка на период действия программы ПФДО в рамках одного финансового (учебного) года;

сертификат дополнительного образования с номиналом - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для оплаты образовательных услуг в порядке и на условиях, определенных Правилами ПФДО;

информационная система "Навигатор дополнительного образования детей" (далее - Навигатор) - программно-коммуникационная среда, создаваемая и используемая с целью автоматизации:

- процедур выбора участниками системы ПФДО детьми и их родителями (законными представителями) исполнителей образовательных услуг и дополнительных общеобразовательных программ;

- процедур учета использования сертификатов дополнительного образования;

- процедур сертификации дополнительных общеобразовательных программ;

программа ПФДО - нормативный правовой акт органа местного самоуправления, устанавливающий на определенный период (далее - период реализации программы ПФДО) номиналы сертификатов дополнительного образования, число действующих сертификатов дополнительного образования, в том числе в разрезе отдельных категорий детей, перечень направленностей дополнительного образования, оплачиваемых за счет средств сертификата дополнительного образования, объем обеспечения сертификатов, в том числе в разрезе отдельных категорий детей;

уполномоченный орган - орган местного самоуправления, являющийся исполнителем программы ПФДО;

региональный оператор ПФДО (далее - оператор) - организация, наделенная органом исполнительной власти правом осуществления организационного, методического, информационного сопровождения системы ПФДО, ведение информационной системы, реестров сертификатов дополнительного образования, исполнителей образовательных услуг, образовательных программ, проведения независимой оценки качества в рамках системы ПФДО; в качестве такой организации выступает региональный модельный центр дополнительного образования детей;

региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - РМЦ) - организация, осуществляющая организационное, методическое, аналитическое сопровождение и мониторинг развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках мероприятий регионального проекта; РМЦ вправе передавать муниципальным опорным центрам дополнительного образования детей полномочия в части, касающейся формирования и ведения реестров различной направленности;

муниципальный опорный центр дополнительного образования детей (далее - МОЦ) - структурное подразделение организации, наделенное правовым актом органа местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории муниципального образования;

нормативные затраты на реализацию образовательной программы - объем затрат, выраженный в рублях, установленный в качестве нормативного показателя для оказания услуги по реализации дополнительной общеобразовательной программы, определяемый с учетом характеристик дополнительной общеобразовательной программы;

реестр сертификатов - реестр сертификатов дополнительного образования в информационной системе, ведение которого осуществляется оператором ПФДО;

реестр исполнителей образовательных услуг - реестр образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в систему ПФДО, ведение которого осуществляется оператором ПФДО;

реестр образовательных программ - реестр дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, распределенных независимо от выбора детей, их родителей (законных представителей) (подпункт а пункта 4.4 Целевой модели);

реестр сертифицированных программ - реестр дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых исполнителями образовательных услуг в системе ПФДО с использованием сертификатов дополнительного образования с номиналом (подпункт б пункта 4.4 Целевой модели);

договор об образовании - договор, заключаемый между поставщиком образовательных услуг и родителями (законными представителями) потребителя, определяющий основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, а также стоимость платных образовательных услуг и порядок оплаты, в том числе за счет средств сертификата дополнительного образования с номиналом.

I. Общие положения


Одной из приоритетных задач реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" является внедрение Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов, к числу которых относится персонифицированное финансирование.

Под персонифицированным финансированием дополнительного образования детей (далее - ПФДО) понимают закрепление определенного объема денежных средств за потребителем и их последующая передача исполнителю образовательных услуг вне зависимости от его организационно-правовой формы, по выбору потребителя.

Кроме того, использование ПФДО позволяет:

расширить возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и формы собственности;

повысить вариативность, качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на конкретной территории субъекта Российской Федерации;

обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

сформировать эффективную межведомственную систему управления в сфере дополнительного образования детей, ориентированную на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития региона.

Реализация системы ПФДО регламентирована нормативными правовыми актами федерального уровня:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 24 марта 2021 г.) (Собрание законодательства РФ, 31 декабря 2012 г., N 53 (ч.1), ст.7598; 29 марта 2021 г., N 13 (часть I), ст.2137);

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 28 июля 2014 г., N 30 (Часть I), ст.4213);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 7 мая 2012 г., N 19, ст.2336);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14 мая 2018 г., N 20, ст.2817);

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 27 июля 2020 г., N 30, ст.4884);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образование" (с изменениями от 15 марта 2021 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 2018 г., N 1 (Часть II), ст.375; 22 марта 2021 г., N 12, ст.2025);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13 апреля 2021 г.);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р" (Собрание законодательства Российской Федерации, 11 апреля 2022 г., N 15, ст.2534);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 13 сентября 2021 г., N 37, ст.6553)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в ред. от 2 февраля 2021 г., Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 декабря 2019 г.);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. NN 882, 391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 сентября 2020 г.);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 г. N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";

Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16 (результат 1.10 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрены целевые модели развития региональных систем дополнительного образования детей");

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. N ВК-1232/09 "О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей (Вестник образования, N 15, август, 2017);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 09-188 "О внедрении типового решения общедоступного навигатора дополнительного образования детей" (Администратор образования, N 5, 2018).

Важно подчеркнуть, что потребителями услуг дополнительного образования в системе персонифицированного финансирования являются дети от пяти лет до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Основным инструментом реализации системы ПФДО является сертификат дополнительного образования, который используется:

для осуществления персонифицированного учета обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

для оплаты услуг исполнителей, реализующих востребованные дополнительные общеобразовательные программы.

В качестве механизма, который упорядочивает внедрение системы ПФДО, выступает общедоступный региональный навигатор дополнительного образования детей.

В основе системы ПФДО лежат следующие принципы:

- равный и свободный доступ детей к получению сертификата дополнительного образования;

- свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации;

- право ребенка в любой момент записаться на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу независимо от статуса сертификата дополнительного образования;

- информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификата дополнительного образования, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, и иных параметрах функционирования системы ПФДО;

- равный доступ исполнителей образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы к системе ПФДО;

- принцип именной принадлежности сертификата дополнительного образования;

- принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата дополнительного образования с номиналом.

Важно отметить, что для успешной реализации основных мероприятий по внедрению системы ПФДО в субъекте Российской Федерации, необходимо согласованное межуровневое и межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (в том числе научных учреждений), в целях которого создаются и начинают функционировать межведомственный совет и муниципальные межведомственные рабочие группы по внедрению и реализации целевой модели дополнительного образования детей.

Ключевая роль в реализации системы ПФДО отводится региональному модельному центру и муниципальным опорным центрам дополнительного образования детей как региональному оператору и муниципальным координаторам проекта (РМЦ и МОЦ).

В методических рекомендациях раскрываются основные понятия и важные аспекты внедрения ПФДО.

Методические рекомендации адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, сотрудникам РМЦ и МОЦ, руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»