ПИСЬМО
от 28 апреля 2017 года N ВК-1232/09
О направлении методических рекомендаций
В рамках исполнения контрольной точки 2.7 Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для российских детей", утвержденного 30 ноября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, разработанные Институтом образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"".
Заместитель министра
В.Ш.Каганов
Настоящие Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей (далее - Методические рекомендации) подготовлены в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного 30 ноября 2016 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Основания для разработки Методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г.* N АП-512/02.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 3 апреля 2015 г.". - Примечание изготовителя базы данных.
Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей адресованы руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководителям и педагогическим работникам организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; сотрудникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования; представителям общественных советов при региональных и муниципальных органах управления образованием.
Методические рекомендации раскрывают цели, задачи, направления и механизмы организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, способы представления и использования их результатов.
Определение
Независимая оценка качества образования (далее - НОК ДОД) - оценочная процедура, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона об образовании направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
НОК ДОД включает в себя следующие процедуры:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 Закона об образовании);
- независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы (статья 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").
Цели и задачи
НОК ДОД осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
НОК ДОД согласно "Концепции развития дополнительного образования детей" является одним из механизмов развития дополнительного образования детей.
В приоритетном проекте "Доступное дополнительное образование для детей" независимая оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам дополнительного образования детей (далее - "Навигатор"), который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивает возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка, а также выступает как механизм оценки и учета достижений обучающихся.
Развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования способствует индивидуализации образования, созданию инструментов общественного участия в управлении системой дополнительного образования, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней, повышению удовлетворенности граждан качеством дополнительных общеобразовательных программ.
Субъектами НОК ДОД выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления;
- общественные советы по НОК ДОД при соответствующих органах власти;
- организации, реализующие процедуры НОК ДОД;
- эксперты, привлекаемые для проведения оценки;
- организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.
В целях обеспечения проведения НОК ДОД органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления реализуют следующие функции:
- создают условия для развития организаций, реализующих процедуры НОК ДОД, в том числе обеспечивают механизмы стимулирования и поддержки некоммерческих социально ориентированных организаций, осуществляющих деятельность по проведению НОК ДОД в форме грантов (субсидий);
- создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ДОД на соответствующем уровне;
- координируют работу субъектов НОК ДОД на соответствующем уровне;
- формируют реестры экспертов и экспертных организаций, которые могут привлекаться к проведению НОК ДОД;
- организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ДОД на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
- организуют разработку методических рекомендаций по разработке программ развития и модернизации образовательных программ на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
С целью учета особенностей системы дополнительного образования детей и реализации задач приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется обеспечивать формирование и функционирование общественного совета по проведению НОК ДОД или комиссии по проведению НОК ДОД в составе действующего общественного совета, реализующего функции независимой оценки качества образования.
В качестве организаций, реализующих процедуры НОК ДОД (далее - организация-оператор), могут привлекаться:
- организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете);
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие организации, имеющие опыт проведения процедур НОК ДОД;
- иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
При проведении НОК ДОД привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется заказчиком.
В рамках реализации работ (услуг) по проведению НОК ДОД организации-операторы осуществляют:
- разработку методики и инструментария проведения НОК ДОД;
- проведение апробации разработанного инструментария;
- разработку инструктивных и методических материалов;
- сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДОД, формирование баз данных;
- разработку программного обеспечения для сбора и (или) анализа указанных данных;
- обработку и анализ информации, получаемой в ходе НОК ДОД;
- подготовку отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы пользователей);
- иные виды работ (услуг), обеспечивающие проведение НОК ДОД и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Организация-оператор обеспечивает прозрачность всех процедур НОК ДОД, открытость и доступность результатов проведенных оценок, предоставляет каналы обратной связи для выражения мнения по поводу проведения НОК ДОД для всех заинтересованных субъектов.
Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:
- обеспечивают открытость и доступ к информации об условиях и результатах осуществления образовательной деятельности по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам;
- осуществляют контроль качества реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ на основе полученных результатов НОК ДОД;
- по результатам участия в процедурах НОК ДОД разрабатывают план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
- используют результаты НОК ДОД для решения задач развития системы дополнительного образования детей.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся в соответствии с положениями Закона об образовании (статья 95.1) проводится по инициативе участников отношений в сфере образования.
Участниками отношений в сфере дополнительного образования детей могут выступать:
- обучающиеся;
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
- педагогические работники и их представители;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ или их частей, развития навыков, способностей, формирования знаний и ценностей в соответствующих областях, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;
- выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его изменения (прогресса);
- получение информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программ для использования в рамках информационного портала - "Навигатора";
- обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации) в сфере образования, направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Результаты НОК ДОД могут использоваться в процедурах приема в организации профессионального и высшего образования в установленных законодательством формах.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в форме оценивания результатов: