ПРИКАЗ
от 3 сентября 2019 года N 467
Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей
(с изменениями на 21 апреля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпросвещения России от 2 февраля 2021 года N 38 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.05.2021, N 0001202105140031);
приказом Минпросвещения России от 21 апреля 2023 года N 302 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2023, N 0001202305240014).
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; N 10, ст.1500; N 15, ст.2125; N 18, ст.2652; N 38, ст.5860; N 42, ст.6462; N 52, ст.8310; 2019, N 5, ст.372; N 14, ст.1551; N 15, ст.1747; N 26, ст.3425; N 34, ст.4880),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
О.Ю.Васильева
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2019 года,
регистрационный N 56722
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 года N 467
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(с изменениями на 21 апреля 2023 года)
1.1. Настоящая Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель ДОД) является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств), организаций дополнительного профессионального образования, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, иных юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2021 года приказом Минпросвещения России от 2 февраля 2021 года N 38. - См. предыдущую редакцию)
1.2. Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
1.3. Задачи Целевой модели ДОД:
повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;
формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования субъектов Российской Федерации как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных программ;
создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных (муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
________________
Пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134).
обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики;
внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей;
создание организационной структуры, предусматривающей взаимодействие структурных элементов на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальном и региональном уровнях, а также обеспечивающей эффективное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ;
формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей, создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей, а также равный доступ детей к обучению по дополнительным общеобразовательным программам;
формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования детей;
развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.
1.4. Структура Целевой модели ДОД включает:
общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход);
общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей;
общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей;
общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей;
общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.
1.5. Внедрение Целевой модели ДОД осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с показателями развития региональных систем дополнительного образования детей, приведенными в заявках субъектов Российской Федерации, которые прошли отбор в порядке, установленном Министерством просвещения Российской Федерации.
________________
Пункт 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; N 10, ст.1500; 2019, N 5, ст.372).
2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.
2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие принципы:
а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;
б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных программ;
в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;
г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
е) использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;
и) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.
2.3. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах субъектом Российской Федерации проводится анализ реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).
Использование форм организации образовательной деятельности применяется в целях развития метапредметных навыков у обучающихся, включая межпредметные, и реализуется в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного действия.
2.5. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей в субъекте Российской Федерации разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.
3.1. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей включает:
исполнительные органы субъекта Российской Федерации, курирующие сферу дополнительного образования детей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июня 2023 года приказом Минпросвещения России от 21 апреля 2023 года N 302. - См. предыдущую редакцию)
межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее - межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - региональный модельный центр);