Что ждет специалиста с 1 сентября 2023 года? Гайд по изменениям в области охраны труда

В охране труда продолжается намеченная еще с 1 марта 2022 года тенденция по масштабному обновлению законодательства. Старые нормативные акты (НПА)  утрачивают силу. Вместо "отживших" правовых норм появляются новые документы, которые будут регулировать различные сферы охраны труда на ближайшие годы.

Главное событие этой осени 2023 года, безусловно, вступление в силу новых Правил обеспечения СИЗ и СОС, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н. Старые правила обеспечения СИЗ работников  действовали с 2009 года, теперь наступила пора обновлений. Вместе с новым правилами выдачи СИЗ были также утверждены Единые типовые нормы выдачи СИЗ и СОС.

Законодатель подготовил для нас и другие изменения и различные новые нормативно-правовые актов, регулирующие те или иные области в охране труда.

В нашем гайде мы представим для вас краткий обзор названных новшеств, а также расскажем о том, какие у нас в системе есть материалы по будущим изменениям.      

На какие сервисы следует обратить внимание?

Сервис "Обзор изменений. Календарь вступления в силу"

В сервисе структурированы все НПА, вступающие в силу, и представлен краткий аналитический обзор каждого из них. Обзор изменений законодательства в сфере охраны труда и безопасности за 2023 год.

Перечень новых НПА

С 1 сентября 2023 года действует следующая новая нормативная база в сфере охраны труда:

- Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами".

- Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств".

- Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2540 "О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".

- Федеральный закон от 24.07.2023 N 381-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"".

- Федеральный закон от 29.12.2022 N 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"".

- Приказ Минздрава России от 30.05.2023 N 266н "Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований".

-  Приказ МЧС России от 10.10.2022 N 994 "Об утверждении Обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

- Приказ Минздрава России от 18.02.2022 N 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа".

- Федеральный закон от 24.07.2023 N 373-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".

Комментарии и консультации экспертов по охране труда

Все материалы, о которых мы пишем в этом гайде, безусловно, призваны помочь вам подготовиться к нововведениям, но мы понимаем, что в каждой организации есть свои особенности и специфика, поэтому у вас есть возможность задать вопросы экспертам Линии профессиональной поддержки!

С полным перечнем экспертных ответов можно ознакомиться в разделе "Вопрос-ответ" на главной странице системы.

Риски для специалистов. Юридическая ответственность работодателя

Все названные изменения, указанные НПА по охране труда носят ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер, потому что они касаются как норм Трудового кодекса РФ, так и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ).

Нарушение требований ТК РФ грозит серьезными последствиями и реальной ответственностью.

Невыполнение требований трудового законодательства грозит штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.


Размер штрафа будет составлять:


- для юридических лиц - от 50000 до 80000 руб.;


- для должностных лиц - от 2000 до 5000 руб.;


- для ИП - от 2000 до 5000 руб.     

Не стоит также забывать и об уголовной ответственности, которую работодатель может понести в случае смерти работника или причинения тяжкого вреда его здоровью (ст.143 Уголовного кодекса РФ).

Подробно о видах ответственности и размерах штрафов за нарушение обязательных требований охраны труда см. в справочном материале "Ответственность за нарушение требований охраны труда".

С чего начать?     


Начать стоит с сервиса "Поисковые профили пользователя", который появился в системах "Техэксперт" в 2021 году. Сервис, который позволяет получить быстрый доступ к информации по запросу в зависимости от выбранного профессионального направления.

Достаточно настроить один раз поисковый профиль "Охрана труда" - и система всегда будет отбирать профессиональный контент, соответствующий выбранной тематике. Поиск подстроится под специфику ваших функциональных обязанностей.

Как подключить поисковый профиль пользователя?

Есть два способа:

- в профиле пользователя на вкладке "Моя система". После этого можно сразу работать с интеллектуальным поиском;

- в поисковой выдаче результатов по кнопке "Искать с другим профилем?".

Таким образом, выбрав профиль "охрана труда" и введя запрос, касающийся изменений, вы уже получите выборку полезных материалов.      

     

Нововведения в законодательстве от 1 сентября 2023 года

     Новые типовые формы и правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами   

Подробнее

Почему это важно?

Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н регламентирует новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Правила будут обязательными, и их неисполнение может понести за собой юридическую ответственность.

Что изменилось в правилах выдачи СИЗ и СОС?

В документе закреплено общее положение, согласно которому требования по соблюдению правил СИЗ распространяются на всех работодателей в целом вне зависимости от их организационно-юридических форм и форм собственности. Приказом четко устанавливается, что приобретение, хранение, выдача, уход и выход из эксплуатации СИЗ осуществляется непосредственно работодателем и за его счет.


Обеспечение СИЗ и смывающими средствами осуществляется строго в соответствии с Правилами, на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств. На данный момент действует приказ Минтруда РФ 29.10.2021 N 767н, утверждающий такие нормы. Данный документ закрепляет Единые типовые нормы выдачи СИЗ: по профессиям, в зависимости от идентифицированных опасностей, а также нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств.


Далее, в приказе Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н содержатся нормы, регулирующие права и обязанности работника и работодателя по СИЗ. В частности, определены правила хранения, пользования, выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств.


Также документ ввел ряд новых форм:


- нормы выдачи СИЗ;


- личная карточка учета выдачи СИЗ;


- карточка учета выдачи дежурных СИЗ.

Как поможет "Техэксперт"?

1) Сравнительный анализ Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами" и Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"

2) Справочный материал:

- Обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами;

- Руководство по применению Единых типовых норм выдачи СИЗ (ЕТН);


- Организация обучения по использованию СИЗ;

- Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (СИЗ).


3) Аналитическая статья эксперта "Новые Правила обеспечения обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами от 1 сентября 2023". Статья  снабжена пошаговыми алгоритмами действий, а также практическими советами.

В статье рассматриваются следующие вопросы:

- Пошаговый алгоритм организации выдачи СИЗ

- Особенности выдачи дежурных СИЗ

- Дерматологические СИЗ: что нового?

- Выдача СИЗ "подрядчкам"

- Вывод СИЗ из эксплуатации

Также предлагаем ознакомиться со статьей Владимира Котова, президента Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциации "СИЗ") "Новые правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. На что обратить внимание?"


     4) Запись вебинара "Новые типовые формы и правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами".


В систему "Техэксперт: Охрана труда" включена запись вебинара "Новые типовые формы и правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами", состоявшегося в конце ноября 2022 года.

В вебинаре содержатся следующие разделы:

- Автоматизация процессов управления производственной безопасностью на предприятии;

- Новые типовые формы и правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами;

- Ответы на вопросы слушателей.

Запись вебинара "СИЗ и СиОС: работаем по новым правилам" уже в системе!

     21 сентября Консорциум "Кодекс" провел вебинар для специалистов по охране труда и руководителей организаций.     

     В систему "Техэксперт: Охрана труда" включен видеосеминар "СИЗ и СиОС: работаем по новым правилам".

Спикеры мероприятия:

- Мухачева Анна Игоревна, эксперт-практик в области охраны труда, преподаватель учебных центров в Москве и Казани, автор книги "Охрана труда - 2022: не для профи";

- Санина Александра Александровна, эксперт проекта "Техэксперт" по охране труда.

В ходе вебинара были рассмотрены вопросы:

- приказ Минтруда РФ 766н: действия работодателя;

- актуализация программы обучения по применению СИЗ;

- нужно ли проводить внеплановое обучение или инструктаж с работниками?

- как пользоваться Едиными типовыми нормами?

- инструменты "Техэксперт: Охрана труда" для оптимизации рабочих процессов.

Видеозапись вебинара доступна для просмотра здесь.

5) Инструмент расчета потребности и расходов на СИЗ.

Для расчёта потребности в спецодежде и СИЗ согласно Штатному расписанию и Нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ предлагаем вам воспользоваться планировщиком. Планировщик поможет рассчитать данную потребность.

Планировщик представляет собой электронный документ, выполненный в формате программы "Microsoft Office Excel" и основанный на действующих нормативно-технических и правовых актах. Для удобства применения он  доступен к скачиванию.     


6) Комментарии и разъяснения экспертов:

- Обеспечение сотрудников СИЗ на основании типовых норм 767н;

- Учет смывающих и обезвреживающих средств;

- Выдача дежурных СИЗ;

- Разработка норм бесплатной выдачи СИЗ;

- Руководствоваться Едиными типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств в настоящее время нельзя;

- Можно ли изменять нормы выдачи СИЗ;

- В целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты работодатели вправе использовать типовые нормы, но не позднее 31 декабря 2024 года.

    

7) Образцы и формы

Мы подготовили для вас следующие шаблоны форм:

- Порядок (Положение) обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами;

- Нормы выдачи СИЗ (рекомендуемый образец);

- Личная карточка учета выдачи СИЗ (рекомендуемый образец);     

- Карточка учета выдачи дежурных СИЗ (рекомендуемый образец);

- Акт осмотра средств индивидуальной защиты.

Все представленные формы можно скачать из системы в формате Word.

Также в систему включено примерно три тысячи инструкций по охране труда (ИОТ), актуальных в соответствии с изменениями в правилах выдачи СИЗ.

См. ответ эксперта на частный вопрос "как вносить изменения по СИЗ (которые вступают в силу с 01.09.2023) в ИОТ?"

Перейти к списку актуальных образцов можно с главной страницы системы "Техэксперт: Охрана труда".

    

    Небольшие изменения в Порядке обучения (постановление Правительства РФ N 2464)    

Подробнее


Что произошло?

Правительство РФ постановлением от 30.12.2022 N 2540 утвердило несколько изменений, внесенных в постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".

Изменения будут следующими:


1. Теперь в п.61 регламентировано, что внеплановое обучение работников по охране труда при вступлении в силу актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, будет проводиться не по требованию Минтруда РФ, а только при наличии в соответствующих НПА Минтруда положений об этом. Таким образом, у нас появилась конкретика и более глубокое понимание на что ориентироваться.


   2. Графа "Среднесписочная численность работников организации" приложения N 4 Порядка N 2464 дополнилась положением о том, что работники, выполняющие трудовую функцию дистанционно на постоянной основе, в среднесписочную численность не будут включаться.

Как поможет "Техэксперт"?

Предлагаем вам к ознакомлению справочный материал "Обучение по охране труда".

Также, дополнительно используйте в работе:

- Проведение инструктажа по охране труда;

- Обучение по охране труда работников, специалистов и руководителей организаций;

- Проверка знаний требований охраны труда;

- Проведение стажировок на рабочем месте;

     
     - Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

     
     - Организация и проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;   

     -  Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим.

Найти справочный материал можно как через наш интеллектуальный поиск, так и на главной странице продукта.     

          

Инструмент для планирования обучений.

Одна из важных задач в вашей работе - контроль сроков. Ведь именно вы ответственны за то, чтобы каждый сотрудник проходил обучение вовремя. И чем больше людей в штате организации, тем больше времени вы будете тратить на решение данной задачи. Поэтому вам в помощь был создан специальный инструмент "Планировщик обучений".

Планировщик представляет собой электронный документ, выполненный в формате программы "Microsoft Office Excel" и основанный на действующих нормативно-технических и правовых актах. Для удобства применения он  доступен к скачиванию.     

          

Чтобы начать работать с планировщиком, вам достаточно ввести все необходимые данные в таблицу и периодически проверять ее. Инструмент своевременно (за выбранное вами количество дней) уведомит, с кем из работников необходимо провести инструктаж или иное обучение - критичные сроки будут выделены красным цветом. Таким образом, вы  не допустите ошибок и будете тратить мало времени на отслеживание сроков - в таблицу можно внести неограниченное количество сотрудников и любой вид обучения.

Уже сейчас "Планировщик обучений" можно найти в системах "Техэксперт: Охрана труда" и "Техэксперт: Пожарная безопасность".          

    СОУТ переводится на электронный документооборот     

Подробнее

Что произошло?

    

     Федеральным законом от 24.07.2023 N 381-ФЗ  вносятся изменения в ФЗ"О специальной оценке условий труда".


     Перечислим все важные нововведения:

     - с 1 сентября 2023 года отчёт о проведение СОУТ можно оформлять в электронном виде. При желании можно использовать традиционную бумажную форму документа;

     - в электронном виде теперь также будут выдаваться сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ и выписка из реестра организаций, проводящих СОУТ. Они будут формироваться автоматически (по запросу и без участия человека);

     - для согласования отчёта о проведении СОУТ члены комиссии смогут использовать электронную цифровую подпись (усиленную квалифицированную, либо усиленную неквалифицированную);

     - экспертные организации получают возможность предоставлять в Минтруд РФ сведения об экспертном составе в электронном виде через личный кабинет во ФГИС СОУТ;

     - введён запрет на рассмотрение разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, если по ней уже принято судебное решение.

     Документ уже вступил в силу и действует.


        Как поможет "Техэксперт"?

Предлагаем вам к ознакомлению справочные материалы:

- Специальная оценка условий труда (СОУТ);

- Проведение СОУТ на микропредприятиях.

Справки можно найти в системе через интеллектуальный поиск.             

     Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников     

Подробнее

Что произошло?


     Приказом Минздрава России от 30.05.2023 N 266н
, в частности, установлено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.     

Данный приказ вступает в силу с 1 сентября 2023

        Как поможет "Техэксперт"?

Предлагаем вам к ознакомлению справочные материалы:

- Медицинские осмотры некоторых категорий работников;

- Предрейсовые медицинские осмотры.

Справки можно найти в системе через интеллектуальный поиск.             

     Дистанционное прохождение медосмотра водителями перед рейсом      

Подробнее

       Что произошло?

Федеральным законом от 29.12.2022 N 629-ФЗ, в частности, допускается проведение медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. При проведении медицинских осмотров с использованием указанных медицинских изделий должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом в соответствии с законодательством РФ.

В случае проведения таких дистанционных медосмотров в отношении работника не менее двух раз в год проводятся в очной форме химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

При этом прохождение дистанционного медосмотра запрещено для водителей, которые перевозят пассажиров на расстояния более 300 км (в рамках междугородного сообщения) или занимаются организованными перевозками детей.

Как поможет "Техэксперт"?

Предлагаем вам к ознакомлению справочные материалы:

- Медицинские осмотры некоторых категорий работников;

- Предрейсовые медицинские осмотры.

Справки можно найти в системе через интеллектуальный поиск.     

    Особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников ФСИН                

Подробнее

  Что произошло?

Приказом Минтруда России от 13.04.2023 N 309н регламентированы особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников учреждений уголовно-исполнительной системы РФ, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными.

В документе регламентировано, что СОУТ на рабочих местах работников ФСИН РФ, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда и с учетом Особенностей.

Также регламентировано, что проведение СОУТ экспертами или специальными организациями на таких рабочих местах допустимо при условии:

- наличия у указанных лиц медицинского заключения об отсутствии инфекционных заболеваний, сертификата о вакцинации от новой коронавирусной инфекции;

- прохождения целевого инструктажа перед посещением территории, где находятся осужденные;

- перемещения по территории, где находятся осужденные, только в сопровождении уполномоченного лица работодателя (заказчика);

- осуществления деятельности по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов под контролем уполномоченного лица работодателя (заказчика).

Данный приказ вступил в силу.

Как поможет "Техэксперт"?

- Справочный материал Специальная оценка условий труда (СОУТ)     

     Порядок использования дополнительных выходных дней для родителей детей-инвалидов               

Подробнее

Что произошло?

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 N 714 установлены новые правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

С 01.09.2023 родители детей-инвалидов смогут накапливать дополнительные оплачиваемые выходные дни и однократно объединить их до 24 дней подряд в течение календарного года.

До этого одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом предоставлялись 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня каждый месяц. Их можно было взять подряд либо разделить в течение месяца. При этом выходные дни, не использованные в текущем месяце, не суммировались и не переносились  на следующий месяц.

Новый порядок позволил родителям выбрать: использовать такие дни в течение месяца или суммировать их и взять единовременно до 24 дополнительных оплачиваемых выходных подряд.

При использовании дополнительных выходных дней более 4 дней подряд, график их предоставления согласовывается с работодателем.

Если одним из родителей (опекуном, попечителем) в году использовано менее 24 дней, то оставшиеся дни предоставляются другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же году.

При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых в календарном месяце, не увеличивается.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 N 714 вступило в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029.

С 01.09.2023 утратило силу постановление Правительства РФ 13.10.2014 N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами".     

           

    Новый порядок выдачи гражданам электронных медкнижек

Подробнее

Что произошло?

Приказом Минздрава России от 18.02.2022 N 90н утверждены форма, порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа.

Предусмотрено, что для получения медкнижки гражданам необходимо будет подать заявку через портал госуслуг.

Для оформления электронного документа будет использоваться Федеральная государственная информационная система сведений санитарно-эпидемиологического характера (подсистема ЭЛМК). Работники должны будут обратиться в медицинскую организацию для прохождения медосмотра и оформления согласия на обработку персональных данных и передачу сведений в подсистему ЭЛМК, необходимых для внесения в медкнижку.

При обращении работника с заявлением о предоставлении медкнижки на бумажном носителе она может быть предоставлена в виде документа на бумажном носителе.

Выдача медкнижки на бумажном носителе осуществляется с соблюдением требований к выдаче документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных медицинских документов, установленных главой VI Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.09.2020 N 947н.          

    Обязательные для выполнения требования к ПОО в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера      

Подробнее

Что произошло?

Приказом МЧС России от 10.10.2022 N 994 были установлены обязательные для выполнения требования к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Также документ регламентирует:

- комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, в чрезвычайных ситуациях и готовности к их ликвидации с учетом возможных последствий возникновения ЧС;

- порядок проведения оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС;


- правила организации учета ЧС и установления причин их возникновения.

В приказе также можно найти следующие утвержденные образцы форм:

- комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, в ЧС и готовности к их ликвидации с учетом возможных последствий возникновения ЧС;

- акт оценки готовности организации, эксплуатирующей ПОО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС.     

    

     Обучение работников угледобывающих организаций по дополнительным профессиональным программам

Подробнее

Что произошло?

Федеральным законом от 24.07.2023 N 373-ФЗ внесены изменения в статью 25 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".

Законом N 373-ФЗ предусмотрено, что работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам не реже чем один раз в 3 года.

     Курсовое обучение по ГО для большинства работников

Подробнее

Что произошло?

Опубликовано постановление Правительства РФ от 21 января 2023 г. N 51 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841", согласно которому с 1 сентября 2023 года отменят курсовое обучение по ГО для большинства работников. Оно остается обязательным только для личного состава формирований и служб организаций.     

5 дел, которые специалист по охране труда должен успеть сделать до 1 сентября 2023

Подробнее


Мы подготовили для Вас специальную шпаргалку "5 дел, которые специалист по ОТ должен успеть сделать до 1 сентября 2023 года", которая поможет не запутаться в изменениях и не тратить рабочее время на разработку плана действий в связи с нововведениями!

В связи с изменениями необходимо:

1. Обновить раздел в Положении о системе управления охраной труда, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ, и распределить обязанности и ответственность между должностными лицами.

2. Разработать нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств.

3. Проводить мониторинг и актуализацию норм выдачи в рамках проведения оценки профессиональных рисков.

4. Внести в инструкции по охране труда и в программы инструктажей на рабочем месте новые обязанности работников:

- эксплуатировать СИЗ по назначению;

- соблюдать правила эксплуатации СИЗ;

- информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных (рост, размер одежды, обуви);

- возвратить СИЗ в случае утраты защитных средств, при их порче, при истечении срока эксплуатации, при увольнении.

5. Провести внеплановый инструктаж персонала в организации. Организовать внеплановую проверку знаний.

С 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств".

Что скорректировать в работе?

Необходимо разработать нормы выдачи СИЗ на вашем предприятии на основе Единых типовых норм выдачи СИЗ по профессиям. Если в ЕТН не будет указана профессия ваших работников, руководствуйтесь результатами СОУТ, оценки профрисков, требований правил по охране труда, санитарных правил, паспортов безопасности при работе с отдельными химическими веществами.

Что ещё?

С 1 сентября 2023 года необходимо прекратить учет сотрудников на постоянной удаленке при определении численности работников, подлежащих обучению охране труда в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (Приложение N 4 к Правилам обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464).

Дополнительно ознакомьтесь с нашей справкой Алгоритм действий работодателя в связи с изменением законодательства (НПА) по охране труда

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs