Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ст 214 Трудового кодекса РФ).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

О вредных и опасных производственных факторах см. справку "Классификация условий труда"


СОУТ проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Проведение СОУТ на микропредприятиях регламентируется приказом Минтруда России от 31.10.2022 N 699н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям".         

     Внимание!

    Утверждена новая методика проведения СОУТ

Приказом Минтруда РФ от 21.11.2023 N 817н утверждена новая Методика проведения специальной оценки условий труда. Обновлен классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

    
    
 Приказом регламентированы новые положения:

- Методика проведения специальной оценки условий труда;

- Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;

- форма отчета о проведении специальной оценки условий труда;

- инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Документ вступит в силу с 1 сентября 2024 г. и будет действовать до 1 сентября 2030 г. Одновременно со вступлением в силу нововведений утратит силу прежняя методика, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н.    

    Предлагаем к ознакомлению авторский Сравнительный анализ Приказа Минтруда России от 21.11.2023 N 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

     Как подготовиться специалисту по охране труда к изменениям?

Для начала вы должны ознакомиться с новым документом и проанализировать его. При переработке должностных инструкций (ДИ) кадровыми службами или другими ответственными лицами проконтролируйте, чтобы ДИ включали обязанности работника, занятого на конкретном рабочем месте.

Изучите новый классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Учитывайте, что неотъемлемой частью СОУТ является обследование рабочего места экспертом. Далее в обязательном порядке следует провести ознакомление работников с их правами и обязанностями при проведении СОУТ. Их предложения по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов обязательно учитывают при проведении СОУТ. Если работника не проинформировать о своих правах и не дать ему возможности влиять на результаты СОУТ, то это будет нарушением трудового законодательства и работодатель может понести юридическую ответственность

Нововведения в законодательстве по части СОУТ


     1) Утвержден новый Административный регламент предоставления госуслуги по аттестации на право выполнения работ по СОУТ

Приказом Минтруда России от 07.08.2023 N 645н утвержден новый административный регламент предоставления Минтрудом РФ государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, аннулированию такой аттестации.

В новом документе регламентированы:

- стандарты предоставления государственной услуги;

- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

- формы контроля за исполнением настоящего Административного регламента.                

    2) Обновлён регламент включения в реестр экспертных организаций, проводящих СОУТ

Приказом Минтруда России от 22.09.2023 N 724н утвержден новый Административный регламент предоставления Минтрудом РФ государственной услуги по включению в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

В новом документе подробно регламентированы:

- стандарты предоставления государственной услуги;

- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

- формы контроля за исполнением настоящего Административного регламента;

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.

Из нововведений: теперь полностью исключен бумажный документооборот. Оказание услуги будет осуществляться через ЕПГУ. Срок реализации был сокращен до 5-7 рабочих дней и будет определяться исходя из обращения заявителя (включение в реестр и исключение из него, изменения сведений, приостановление или возобновление деятельности).     

    3)  Утвержден новый регламент проведения экспертизы СОУТ

       Приказом Минтруда России от 20.07.2023 N 595н утвержден административный регламент предоставления Минтрудом РФ государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших СОУТ, с результатами экспертизы качества СОУТ.

Административным регламентом введен новый порядок экспертизы. Положения актуализированы с учётом изменений действующего законодательства в части использования цифровых технологий. Теперь указанная госуслуга будет предоставляться быстрее и качественнее.           

Зачем проводить СОУТ?

По результатам проведения спецоценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Класс (подкласс) определяет эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда, по итогам ее проведения.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н

Для чего могут быть использованы результаты СОУТ?

1.

Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников

2.

Информирование работников:

2.1.

Об условиях труда на рабочих местах

2.2.

О существующем риске повреждения их здоровья

2.3.

О мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов

2.4.

О гарантиях и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

3.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

4.

Оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты

5.

Осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах

6.

Организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников - в случаях, установленных законодательством РФ

7.

Установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ

8.

Установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте

9.

Расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

10.

Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

11.

Подготовка статистической отчетности об условиях труда

12.

Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов

13.

Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

14.

Рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями

15.

Определение видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления - в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда

16.

Принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников

17.

Оценка уровней профессиональных рисков

18.

Иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ


Результаты проведения СОУТ могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета.

Результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.          

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».