Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ 34005-2022



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

ТАХОГРАФЫ ЦИФРОВЫЕ

Технические требования и методы испытаний

Motor vehicles. Digital tachographs. Technical requirements and test methods



МКС 43.040.10

Дата введения 2022-06-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")" и Ассоциацией по содействию безопасности автотранспортной деятельности "Тахографический Центр"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 января 2022 г. N 147-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

 

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

 

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

 

KG

Кыргызстандарт

Россия

 

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 9-2022).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 февраля 2022 г. N 87-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34005-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2022 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 34005-2016

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2022 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к тахографам, которые являются компонентами автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и методы их испытаний.

Настоящий стандарт не распространяется на контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей АТС, которые устанавливают на АТС, осуществляющие международные перевозки в соответствии с требованиями [1].

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.567 Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения времени и частоты. Термины и определения

ГОСТ 34.10 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи

ГОСТ 34.11 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования

ГОСТ 34.12 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Блочные шифры

ГОСТ 34.13 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Режимы работы блочных шифров

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 28200 (МЭК 68-2-2-74) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание В: Сухое тепло

ГОСТ 28203 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fc и руководство: Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 28279 Совместимость электромагнитная электрооборудования автомобиля и автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы измерений

ГОСТ 33472 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования

ГОСТ 33473 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы функционального тестирования

ГОСТ 33474 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям

ГОСТ 33990 Транспортные средства. Маркировка. Технические требования

ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматизированная информационная система тахографического контроля; АИСТК: Система, предназначенная для информационного обеспечения приема, записи, хранения, обработки, передачи и предоставления сведений и документов, подлежащих учету и используемых контролирующими органами и собственниками АТС.

3.2 активизация тахографа: Приведение тахографа в работоспособное состояние, включающее активизацию функций защиты информации в тахографе, а также запись в некорректируемом виде квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, установочных и идентификационных данных АТС.

3.3

аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

[ГОСТ 33472-2015, пункт 3.1]

3.4 аутентификация: Действия по проверке подлинности субъекта доступа и или объекта доступа, а также по проверке принадлежности субъекту доступа и/или объекту доступа предъявленного идентификатора доступа и аутентификационной информации.

3.5 блок тахографической информации: Защищенный компонент тахографа, обеспечивающий измерение величин, необходимых для формирования тахографической информации, в том числе с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами (ГНСС), формирование тахографической информации, ее запись в некорректируемом виде с заданной периодичностью, а также запись и хранение в некорректируемом виде сведений о его владельце, о тахографе, о АТС и иных сведений.

3.6 бортовое устройство; БУ: Тахограф без датчика движения, антенны ГНСС и внешних соединительных проводов.

3.7 вид деятельности: Деятельность водителя, в периоды времени, когда водитель управляет АТС, отдыхает или осуществляет перерыв на отдых от управления АТС.

3.8 водитель (первый водитель): Лицо, управляющее АТС, имеющее соответствующие права и карту водителя, установленную в слот 1 тахографа.

3.9 второй водитель (член экипажа): Лицо, находящееся в АТС, имеющее соответствующие права и карту водителя, установленную в слот 2 тахографа (в случае наличия трех и более водителей - карты этих водителей не устанавливаются в слоты тахографа), и ожидающее своей очереди приступить к управлению АТС (перейти в статус "первый водитель").

3.10

геометрический фактор ухудшения точности по вектору положения: (position dilution of precision): Отношение трехмерной погрешности определения местоположения в точке нахождения навигационной аппаратуры потребителя к погрешности измерения псевдодальности.

[ГОСТ 32454-2013, пункт 2.1]

3.11 датчик движения АТС: Компонент, формирующий последовательность электрических импульсов, частота которых определяется частотой вращения механических частей АТС, связанных с его трансмиссией.

3.12 ежедневный отдых: Непрерывный период времени в течение 24 ч после предыдущего ежедневного периода управления до момента следующего ежедневного периода управления.

3.13 ежедневный период деятельности водителя: Период времени, начало которого исчисляется с момента окончания предшествующего ему периода отдыха водителя, а его максимальная продолжительность не превышает 24 последовательных часов.

3.14 ежедневное управление: Суммированное значение продолжительности всех периодов управления водителем АТС в течение ежедневного периода деятельности.

3.15 еженедельный отдых: Период отдыха, начинающийся одновременно с ежедневным отдыхом, относящимся к текущему ежедневному периоду деятельности, и поглощающий его.

3.16 еженедельное управление: Суммированное значение продолжительности всех периодов управления водителем АТС в течение календарной недели.

3.17 защищенный компонент тахографа: Компонент тахографа, являющийся программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством, обеспечивающим взаимную аутентификацию этого компонента тахографа с картами тахографа и иными защищенными компонентами тахографа, формирование, запись и хранение тахографической информации, подписанной электронной подписью, а также передачу этой информации, подписанной электронной подписью, иным компонентам тахографа, в том числе в зашифрованном виде, который содержит средства шифрования, средства электронной подписи, обеспечивающие создание электронной подписи владельца этого компонента тахографа, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи владельца этого компонента тахографа и криптографические ключи для криптографического преобразования информации.

3.18 карта тахографа: Программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации, являющееся средством формирования электронной подписи, а также защищенной от подделок полиграфической продукцией, содержащей защитные элементы, изготовленные с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты, предотвращающих их подделку, предназначенное для идентификации держателя карты и определения его прав доступа к информации в некорректируемом виде, содержащейся в тахографе.

3.19 карта водителя: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации водителя, хранения в некорректируемом виде данных о его деятельности и параметрах движения АТС, формирования электронной подписи.

3.20 карта контролера: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации контрольного органа, получения доступа к данным, хранящимся в тахографе, а также хранения информации в некорректируемом виде о выполненной проверке.

3.21 карта мастерской: Карта тахографа, содержащая идентификационные данные мастерской и предназначенная для активации и настройки тахографа, а также хранения информации о действиях сотрудника мастерской.

3.22 карта предприятия: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию АТС, в том числе при обращении за созданием квалифицированного сертификата блока тахографической информации и его загрузки в блок тахографической информации, а также установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа.

3.23 квалифицированный сертификат (ключа проверки электронной подписи): Сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий установленным требованиям, созданный и выданный аккредитованным удостоверяющим центром.

3.24 комбинация приборов: Спидометр и дисплеи для отображения данных одометра и счетчика пройденного пути.

3.25 маршрут движения: Последовательность географических координат АТС с указанием даты и времени, зарегистрированных на основании данных ГНСС.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs