Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59334-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления качеством системы

     4 Основные положения системной инженерии по защите информации в процессе управления качеством системы

4.1 Общие положения

Организации используют процесс управления качеством в рамках создания (модернизации, развития) и эксплуатации системы для обеспечения ее эффективности.

Управление качеством системы организуют согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1. В процессе управления качеством системы осуществляют защиту информации, направленную на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности защищаемой информации, предотвращение несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Должна быть обеспечена надежная реализация процесса.

Для прогнозирования рисков нарушения надежности реализации процесса и обоснования эффективных предупреждающих мер по снижению этих рисков или их удержанию в допустимых пределах используют системный анализ процесса с учетом требований по защите информации в условиях возможных угроз.

Определение выходных результатов процесса управления качеством системы и типовых действий по защите информации осуществляют по ГОСТ 2.114, ГОСТ 7.32, ГОСТ 15.101, ГОСТ 34.201, ГОСТ 34.602, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО 15704, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1, ГОСТ Р 51904, ГОСТ Р 57100, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 57839. Оценку интегрального риска нарушения реализации процесса управления качеством системы с учетом требований по защите информации осуществляют по настоящему стандарту с использованием рекомендаций ГОСТ Р ИСО 2859-1, ГОСТ Р ИСО 2859-3, ГОСТ Р ИСО 3534-1, ГОСТ Р ИСО 3534-2, ГОСТ Р ИСО 7870-1, ГОСТ Р ИСО 7870-2, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 50779.41, ГОСТ Р 50779.70, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р 51901.5, ГОСТ Р 51901.7, ГОСТ Р 54124, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57272.1, ГОСТ Р 58494, ГОСТ Р 58771, ГОСТ Р 59339, ГОСТ Р 59346, ГОСТ Р 59349, ГОСТ Р 59354, ГОСТ Р 59355. При этом учитывают специфику создаваемой (модернизируемой) и/или применяемой системы - см., например, [20]-[26].

4.2 Стадии и этапы жизненного цикла системы

Процесс управления качеством системы используют на стадиях замысла, формирования требований, разработки концепции и ТЗ, разработки, эксплуатации и сопровождения системы. Стадии и этапы работ по созданию (модернизации, развитию) и эксплуатации системы устанавливают в договорах, соглашениях и ТЗ, с учетом специфики и условий функционирования системы. Перечень этапов и конкретных работ в жизненном цикле систем формируют с учетом требований ГОСТ 2.114, ГОСТ 15.016, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.602, ГОСТ Р 15.301, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р 51901.7, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 57272.1, ГОСТ Р 57839. Процесс управления качеством может входить в состав работ, выполняемых в рамках других процессов жизненного цикла систем, и при необходимости включать в себя другие процессы.

4.3 Цели процесса и назначение мер защиты информации

4.3.1 Определение целей процесса управления качеством системы осуществляют по ГОСТ 34.601, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002, ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р МЭК 61508-1, ГОСТ Р МЭК 62264-1 в соответствии со спецификой, создаваемой (модернизируемой) и/или применяемой системы.

В общем случае главная цель процесса управления качеством системы состоит в том, чтобы выпускаемая продукция, выполняемые услуги и непосредственно реализация процесса управления качеством системы удовлетворяли организационным и проектным целям в области качества с достижением требуемой удовлетворенности заказчика и пользователей системы.