Доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума, и 95%-ный предсказательный интервал в зависимости от оценочного уровня шума на интервалах "день - вечер - ночь" и "день - ночь"
D.1 Общие положения
В публикации 1978 г. (см. [19]) была установлена связь между долей населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума самолетов, автомобилей и поездов, и уровнем звука на интервале "день - ночь". В другой несколько более поздней публикации (см. [11]) приводились аргументы в пользу того, что невозможно использовать одну зависимость для шума от разных транспортных средств, поскольку доля респондентов, испытывавших сильное раздражение при одном и том же уровне звука, в случае авиационного шума оказалась выше, а в случае шума поездов ниже, чем для шума автотранспортного потока.
Начиная с 1978 г. были опубликованы данные нескольких метаанализов, каждый из которых подтвердил наличие систематического различия, аналогичного указанному в [11], в восприятии населением шума от самолетов, поездов и автомобильного транспорта. Во всех отчетах, за исключением [7] и [18], были приведены кривые, подогнанные под экспериментальные данные. Как правило, подгонка осуществлялась по крупным массивам данных за исключением работы [15], где она сделана для отдельных категорий населения.
Работы [7] и [18] вместо подгонки данных содержали теоретические рассуждения о виде подгоняемой кривой для и ее параметрах.
D.2 Зависимость между уровнем шума и ответной реакцией населения
Зависимость реакции от уровня шума определена для величин и только в диапазоне от 45 до 75 дБ. Эти зависимости, полученные в [7] и [18] для авиационного шума и шума автотранспортного потока, приведены в приложении E. Они похожи, но не полностью идентичны тем же зависимостям, полученным в [15] и приведенным в приложении F.
Примечание 1 - Указанные зависимости построены с учетом всех имеющихся данных, однако табулированы в более узком диапазоне и в еще более узком диапазоне рекомендованы для использования.
Примечание 2 - Разность между и взята равной 0,6 дБ, хотя в отдельных случаях она может быть существенно выше.
D.3 95%-ный предсказательный интервал
В приложении E приведен 95%-ный предсказательный интервал, содержащий диапазон, в который попадают 95% всех собранных данных. В целом при одинаковых значениях уровня шума на интервалах "день - ночь" и "день - вечер - ночь" в последнем случае этот интервал будет несколько больше, но не более чем на несколько десятых процента. Поэтому в настоящем стандарте использованы с некоторым запасом только 95%-ные предсказательные интервалы для уровня шума на интервале "день - ночь". В приложении Е рассматриваются предсказательные интервалы для уровней как , так и , каждый из которых получен исходя из социально допустимого уровня шума . Аналогичные предсказательные интервалы приведены в приложении F на основе данных из [15].
Примечание - Расчет 95%-ных предсказательных интервалов являлся составной частью разработки настоящего стандарта и был основан на данных работы [7]. Эти данные и методы их обработки отличаются от статистических процедур, использованных в [15] (больше информации о статистической неопределенности, связанной с обрабатываемыми данными, приведено в [9]). Тем не менее, обе работы основаны преимущественно на одних и тех же данных, обобщающих накопленные по всему миру результаты наблюдений за шумом самолетов за период 35 лет.
D.4 Формулы расчета доли населения с сильной реакцией на шум
D.4.1 В приложениях E и F приведены расчетные формулы [(Е.1)-(Е.9) и (F.1)-(F.8) соответственно] для оценки доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума разных источников. Эти формулы применимы только для оценки длительного воздействия шума, например усредненного за год.
D.4.2 Эти формулы не применяют для более коротких промежутков времени (выходные дни, сезон года, дни с особенно высокой шумовой нагрузкой).
D.4.3 Формулы не применяют в отношении шума, характер которого изменился за относительно короткий промежуток времени. Примером может служить изменение шума движения автотранспорта при проведении временных дорожных работ.
D.4.4 Формулы применяют только для установившейся шумовой обстановки.
В новых ситуациях, особенно, когда население еще не адаптировалось к источникам шума, его раздражающий эффект может быть выше. Разница в уровнях шума, соответствующих одинаковой степени раздражения в новых и привычных условиях, может достигать 5 дБ.
Исследования показывают, что в тихих сельских районах требования к "тишине и покою" выше. Поэтому при изменении шумовой ситуации в сельских районах восприятие шума может быть эквивалентно тому, что наблюдалось бы у населения в районах с установившейся шумовой обстановкой при действии шума на 10 дБ выше.
Два вышеуказанных фактора действуют независимо друг от друга. Поэтому новый, непривычный источник шума в тихом сельском районе может вызвать намного большее раздражение, чем обычно прогнозируемое по указанным формулам. Увеличение степени раздражения может быть эквивалентно прибавлению 15 дБ к измеренному или прогнозируемому уровню шума.