Оценка доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума, в зависимости от оценочного уровня шума на интервалах "день - вечер - ночь" и "день - ночь" на основе социально допустимого уровня шума
Е.1 Авиационный шум
Е.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"
Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, , %, от значения , дБ, согласно [7], имеет вид
. (Е.1)
Эта зависимость табулирована в таблице Е.1.
Если социально допустимый уровень шума установлен равным 71,3 дБ (с учетом поправки 7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока), то формула (Е.1) приобретает вид
. (Е.2)
Согласно таблице А.1 рекомендуемая поправка для авиационного шума находится в диапазоне от +5 до +8 дБ. В формуле (Е.2) использована поправка 7 дБ. Таким образом, чтобы получить аналогичную формулу для поправок 5, 6 и 8 дБ, нужно к числу 66 в формуле (Е.2) прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Так, в случае поправки 8 дБ в формуле (Е.2) нужно заменить число 66 на 65. При использовании таблицы Е.1 нужно к значениям (или ) во втором столбце, соответствующем поправке 7 дБ, прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Например, из таблицы Е.1 видно, что при 60 дБ доля населения, испытывающего сильное раздражение, составляет 22 %. Чтобы получить результат для поправки 8 дБ, нужно весть столбец 2 сместить на одну строку вниз, тогда то же самое значение 22% будет соответствовать 59 дБ.
Таблица Е.1 - Доля населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, и соответствующие 95%-ные предсказательные интервалы в зависимости от (или ) с внесенными поправками 5 и 7 дБ относительного шума автотранспортного потока
(или ), поправка 5 дБ, дБ | (или ), поправка 7 дБ, дБ | Верхняя граница 95%-ного интервала, % | Нижняя граница 95%-ного интервала, % | , %, для (на основе [7]) | , %, для (на основе [7]) |
45 | 43 | 33,5 | 0,3 | 0,7 | 0,6 |
46 | 44 | 35,7 | 0,4 | 1,0 | 0,9 |
47 | 45 | 38,0 | 0,4 | 1,4 | 1,2 |
48 | 46 | 40,3 | 0,5 | 1,9 | 1,6 |
49 | 47 | 42,7 | 0,6 | 2,4 | 2,1 |
50 | 48 | 45,1 | 0,7 | 3,1 | 2,7 |
51 | 49 | 47,5 | 0,9 | 3,9 | 3,4 |
52 | 50 | 49,9 | 1,0 | 4,9 | 4,3 |
53 | 51 | 52,3 | 1,2 | 6,0 | 5,3 |
54 | 52 | 54,7 | 1,4 | 7,2 | 6,5 |
55 | 53 | 57,1 | 1,7 | 8,6 | 7,7 |
56 | 54 | 59,5 | 1,9 | 10,1 | 9,2 |
57 | 55 | 61,8 | 2,2 | 11,8 | 10,8 |
58 | 56 | 64,1 | 2,6 | 13,6 | 12,5 |
59 | 57 | 66,3 | 3,0 | 15,5 | 14,4 |
60 | 58 | 68,5 | 3,4 | 17,6 | 16,4 |
61 | 59 | 70,6 | 3,9 | 19,8 | 18,5 |
62 | 60 | 72,7 | 4,4 | 22,0 | 20,7 |
63 | 61 | 74,7 | 5,0 | 24,4 | 22,9 |
64 | 62 | 76,6 | 5,7 | 26,8 | 25,3 |
65 | 63 | 78,4 | 6,4 | 29,2 | 27,7 |
66 | 64 | 80,1 | 7,2 | 31,7 | 30,2 |
67 | 65 | 81,8 | 8,1 | 34,3 | 32,7 |
68 | 66 | 83,4 | 9,0 | 36,8 | 35,3 |
69 | 67 | 84,8 | 10,0 | 39,3 | 37,8 |
70 | 68 | 86,2 | 11,1 | 41,9 | 40,3 |
71 | 69 | 87,5 | 12,3 | 44,4 | 42,9 |
72 | 70 | 88,7 | 13,6 | 46,8 | 45,4 |
73 | 71 | 89,9 | 15,0 | 49,3 | 47,8 |
74 | 72 | 90,9 | 16,4 | 51,7 | 50,2 |
75 | 73 | 91,9 | 18,0 | 54,0 | 52,6 |
76 | 74 | 92,7 | 19,6 | 56,3 | 54,9 |
77 | 75 | 93,6 | 21,3 | 58,5 | 57,1 |
78 | 76 | 94,3 | 23,1 | 60,6 | 59,3 |
Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ). |
Е.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"
Типичная разница между уровнями "день - ночь" , дБ, и "день - вечер - ночь" , дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить в виде функции , следует в формуле (Е.1) заменить на ( - 0,6):
. (E.3)
Формула (E.3) также табулирована в таблице Е.1 с шагом 1 дБ.
Значения (или ) в таблице Е.1 приведены с поправками +5 дБ и +7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока, т.е. при , равном 78,3 дБ для шума автотранспортного потока значение для авиационного шума будет 73,3 дБ при использовании поправки 5 дБ (столбец 1 таблицы Е.1) и 71,2 дБ при использовании поправки 7 дБ (столбец 2 таблицы Е.1).
Чтобы применить, например, поправку 7 дБ, пользователю нужно вычесть 2 дБ (разность между желаемой поправкой и поправкой 5 дБ) из каждого значения в первом столбце таблицы Е.1.
Данные таблицы Е.1 проиллюстрированы рисунком Е.1 с использованием двух осей абсцисс для (или ). Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.
Данные, отображенные на рисунке Е.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы Е.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы Е.1), тогда, как следует из таблицы Е.1, прогнозное значение составит 12,5% (или соответственно 16,4%), и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6% до 64,1% (или соответственно от 3,4% до 68,5%).