Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019 Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

Приложение Е
(справочное)

Оценка доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума, в зависимости от оценочного уровня шума на интервалах "день - вечер - ночь" и "день - ночь" на основе социально допустимого уровня шума

     

Е.1 Авиационный шум

Е.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, , %, от значения , дБ, согласно [7], имеет вид

.                                        (Е.1)


Эта зависимость табулирована в таблице Е.1.

Если социально допустимый уровень шума установлен равным 71,3 дБ (с учетом поправки 7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока), то формула (Е.1) приобретает вид

.                                          (Е.2)


Согласно таблице А.1 рекомендуемая поправка для авиационного шума находится в диапазоне от +5 до +8 дБ. В формуле (Е.2) использована поправка 7 дБ. Таким образом, чтобы получить аналогичную формулу для поправок 5, 6 и 8 дБ, нужно к числу 66 в формуле (Е.2) прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Так, в случае поправки 8 дБ в формуле (Е.2) нужно заменить число 66 на 65. При использовании таблицы Е.1 нужно к значениям (или ) во втором столбце, соответствующем поправке 7 дБ, прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Например, из таблицы Е.1 видно, что при 60 дБ доля населения, испытывающего сильное раздражение, составляет 22 %. Чтобы получить результат для поправки 8 дБ, нужно весть столбец 2 сместить на одну строку вниз, тогда то же самое значение 22% будет соответствовать 59 дБ.

Таблица Е.1 - Доля населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, и соответствующие 95%-ные предсказательные интервалы в зависимости от (или ) с внесенными поправками 5 и 7 дБ относительного шума автотранспортного потока

(или ), поправка 5 дБ, дБ

(или ), поправка 7 дБ, дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

, %, для  (на основе [7])

, %, для (на основе [7])

45

43

33,5

0,3

0,7

0,6

46

44

35,7

0,4

1,0

0,9

47

45

38,0

0,4

1,4

1,2

48

46

40,3

0,5

1,9

1,6

49

47

42,7

0,6

2,4

2,1

50

48

45,1

0,7

3,1

2,7

51

49

47,5

0,9

3,9

3,4

52

50

49,9

1,0

4,9

4,3

53

51

52,3

1,2

6,0

5,3

54

52

54,7

1,4

7,2

6,5

55

53

57,1

1,7

8,6

7,7

56

54

59,5

1,9

10,1

9,2

57

55

61,8

2,2

11,8

10,8

58

56

64,1

2,6

13,6

12,5

59

57

66,3

3,0

15,5

14,4

60

58

68,5

3,4

17,6

16,4

61

59

70,6

3,9

19,8

18,5

62

60

72,7

4,4

22,0

20,7

63

61

74,7

5,0

24,4

22,9

64

62

76,6

5,7

26,8

25,3

65

63

78,4

6,4

29,2

27,7

66

64

80,1

7,2

31,7

30,2

67

65

81,8

8,1

34,3

32,7

68

66

83,4

9,0

36,8

35,3

69

67

84,8

10,0

39,3

37,8

70

68

86,2

11,1

41,9

40,3

71

69

87,5

12,3

44,4

42,9

72

70

88,7

13,6

46,8

45,4

73

71

89,9

15,0

49,3

47,8

74

72

90,9

16,4

51,7

50,2

75

73

91,9

18,0

54,0

52,6

76

74

92,7

19,6

56,3

54,9

77

75

93,6

21,3

58,5

57,1

78

76

94,3

23,1

60,6

59,3

Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ).

Е.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Типичная разница между уровнями "день - ночь" , дБ, и "день - вечер - ночь" , дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить в виде функции , следует в формуле (Е.1) заменить на ( - 0,6):

.                                         (E.3)


Формула (E.3) также табулирована в таблице Е.1 с шагом 1 дБ.

Значения (или ) в таблице Е.1 приведены с поправками +5 дБ и +7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока, т.е. при , равном 78,3 дБ для шума автотранспортного потока значение для авиационного шума будет 73,3 дБ при использовании поправки 5 дБ (столбец 1 таблицы Е.1) и 71,2 дБ при использовании поправки 7 дБ (столбец 2 таблицы Е.1).

Чтобы применить, например, поправку 7 дБ, пользователю нужно вычесть 2 дБ (разность между желаемой поправкой и поправкой 5 дБ) из каждого значения в первом столбце таблицы Е.1.

Данные таблицы Е.1 проиллюстрированы рисунком Е.1 с использованием двух осей абсцисс для (или ). Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.

Данные, отображенные на рисунке Е.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы Е.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы Е.1), тогда, как следует из таблицы Е.1, прогнозное значение составит 12,5% (или соответственно 16,4%), и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6% до 64,1% (или соответственно от 3,4% до 68,5%).