Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019 Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

Приложение F
(справочное)

Оценка доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума, в зависимости от оценочного уровня шума на интервалах "день - вечер - ночь" и "день - ночь" на основе уравнения регрессии


F.1 Авиационный шум

F.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, , %, от значения , дБ, согласно [15], имеет вид

. (F.1)


Эта зависимость табулирована в таблице F.1.

Формула (F.1) учитывает внесенную поправку около 5 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока.

Согласно приложению А рекомендуемая поправка на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока составляет 7 дБ. Чтобы преобразовать формулу (F.1) с учетом этой поправки, необходимо из каждого числа 42 в формуле (F.1) вычесть 2, что дает

. (F.2)


F.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, , %, от значения , дБ, согласно [15], имеет вид

.  (F.3)


Эта зависимость также табулирована в таблице F.1.

Формула (F.3) учитывает внесенную поправку около 5 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока.

Таблица F.1 - Доля населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, и соответствующие 95%-ные предсказательные интервалы в зависимости от (или ) с внесенными поправками 5 и 7 дБ относительного шума автотранспортного потока

(или ), поправка 5 дБ, дБ

(или ), поправка 7 дБ, дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

, %, для (на основе [15])

, %, для (на основе [15])

45

43

33,5

0,3

1,4

1,2

46

44

35,7

0,4

2,0

1,8

47

45

38,0

0,4

2,7

2,4

48

46

40,3

0,5

3,5

3,2

49

47

42,7

0,6

4,3

4,0

50

48

45,1

0,7

5,3

4,8

51

49

47,5

0,9

6,3

5,8

52

50

49,9

1,0

7,4

6,8

53

51

52,3

1,2

8,5

7,9

54

52

54,7

1,4

9,7

9,0

55

53

57,1

1,7

11,0

10,3

56

54

59,5

1,9

12,4

11,6

57

55

61,8

2,2

13,8

12,9

58

56

64,1

2,6

15,3

14,4

59

57

66,3

3,0

16,9

15,9

60

58

68,5

3,4

18,6

17,5

61

59

70,6

3,9

20,3

19,1

62

60

72,7

4,4

22,0

20,9

63

61

74,7

5,0

23,9

22,7

64

62

76,6

5,7

25,8

24,5

65

63

78,4

6,4

27,8

26,4

66

64

80,1

7,2

29,8

28,4

67

65

81,8

8,1

31,9

30,5

68

66

83,4

9,0

34,0

32,6

69

67

84,8

10,0

36,2

34,8

70

68

86,2

11,1

38,5

37,0

71

69

87,5

12,3

40,8

39,3

72

70

88,7

13,6

43,2

41,7

73

71

89,9

15,0

45,7

44,2

74

72

90,9

16,4

48,2

46,7

75

73

91,9

18,0

50,7

49,2

Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ).


Согласно приложению А рекомендуемая поправка на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока составляет 7 дБ. Чтобы преобразовать формулу (F.3) с учетом этой поправки, необходимо из каждого числа 42 в формуле (F.3) вычесть 2, что дает

.  (F.4)


Примечание - Формулы (F.1)-(F.4), также как и формулы (F.5)-(F.8) для других источников шума являются результатом аппроксимации данных полиномиальной зависимостью от (или ) и применимы только в диапазоне аппроксимации от 45 до 75 дБ. Более подробная информация о статистическом методе многоуровневой регрессии, где во внимание принимают разброс данных как по отдельным представителям, так и по их группам, приведена в [9]).

Данные таблицы F.1 проиллюстрированы рисунком F.1 с использованием двух осей абсцисс для или . Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.

Данные, отображенные на рисунке F.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы F.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы F.1), тогда, как следует из таблицы F.1, прогнозное значение составит 14,4% (или соответственно 17,5%), и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6% до 64,1% (или соответственно от 3,4% до 68,5%).