УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 2 декабря 2014 года N 330
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СВОД ПРАВИЛ
Тяговое электроснабжение железной дороги
Дата введения 2014-12-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД")
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2014 года.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Министерства транспорта Российской Федерации"
Настоящий свод правил распространяется на тяговое электроснабжение железной дороги общего пользования со скоростью движения железнодорожного подвижного состава до 250 км/ч и устанавливает правила ее проектирования, строительства и реконструкции.
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ Р 54130-2010 "Качество электрической энергии. Термины и определения".
ГОСТ Р 51559-2000 Трансформаторы силовые масляные классов напряжения 110 и 220 кВ и автотрансформаторы напряжением 27,5 кВ для электрических железных дорог переменного тока. Общие технические условия
ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 52565-2006 Выключатели переменного тока на напряжения от 3 до 750 кВ. Общие технические условия
ГОСТ Р 52719-2007 Трансформаторы силовые. Общие технические условия
ГОСТ Р 52725-2007 Ограничители перенапряжений нелинейные для электроустановок переменного тока напряжением от 3 до 750 кВ. Общие технические условия
ГОСТ Р 52726-2007 Разъединители и заземлители переменного тока на напряжение свыше 1 кВ и приводы к ним. Общие технические условия
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ Р 54270-2010 Стойки для опор контактной сети железных дорог. Технические условия
ГОСТ Р 54271-2010 Анкеры для контактной сети железных дорог. Технические условия
ГОСТ Р 54272-2010 Фундаменты для опор контактной сети железных дорог. Технические условия
ГОСТ Р 54282-2011* Комплектные распределительные устройства в металлической оболочке с элегазовой изоляцией (КРУЭ) на номинальные напряжения 110 кВ и выше. Общие технические условия
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 54828-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте
ГОСТ Р 54984-2012 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
ГОСТ Р 55167-2012 Ограничители перенапряжений нелинейные для тяговой сети железных дорог. Общие технические условия
ГОСТ Р МЭК 60050-195-2005 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения
ГОСТ Р (проект) Аппараты коммутационные для цепи заземления тяговой сети и тяговых подстанций железных дорог. Общие технические условия
ГОСТ Р 55648-2003* Изоляторы для контактной сети железных дорог. Общие технические условия
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55648-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 55649-2003* Изоляторы секционные для контактной сети железных дорог. Общие технические условия
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55649-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.2.007.4-96* Система стандартов безопасности труда. Шкафы негерметизированных комплектных распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций. Требования безопасности
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия
ГОСТ 1983-2001 Трансформаторы напряжения. Общие технические условия
ГОСТ 4775-91 Провода неизолированные биметаллические сталемедные. Технические условия
ГОСТ 9238 (проект) Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения
ГОСТ 11677-85 Трансформаторы силовые. Общие технические условия
ГОСТ 12393-77 Арматура контактной сети для электрифицированных железных дорог. Общие технические условия
ГОСТ 12670-99 Изоляторы фарфоровые тарельчатые для контактной сети электрифицированных железных дорог. Общие технические требования
ГОСТ 13276-79 Арматура линейная. Общие технические условия
ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
ГОСТ 16772-77 Трансформаторы и реакторы преобразовательные. Общие технические условия
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 23414-84 Преобразователи электроэнергии полупроводниковые. Термины и определения
ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения
СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия
СП 30.13330.2012 СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий
СП 31.13330.2012 СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
СП 32.13330.2012 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения
СП 60.13330.2012 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 23875, ГОСТ Р 52002, ГОСТ Р 53685, ГОСТ Р МЭК 60050-195, ГОСТ 17703, ГОСТ 18311, ГОСТ 23414, ГОСТ 24291, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 проект электрификации: Комплекс необходимых документов, на основании которого осуществляется электрификации участка железной дороги.
3.2 пакет из поездов: Количество поездов на межподстанционной зоне, следующих друг за другом с наименьшим интервалом на электротяге.
3.3 реконструкция: Совокупность работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, направленных на изменение основных функциональных параметров железнодорожной линии: пропускной и провозной способностей, скоростей движения, массы и длины поездов, допускаемых осевых и погонных нагрузок на железнодорожный путь.
3.4 строительство: Создание новых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3.5 час интенсивных перевозок: Период времени наиболее критический для устройств электроснабжения.
3.6 подвеска контактная автокомпенсированная: Контактная подвеска железной дороги, обеспечивающая компенсацию температурного изменения длины проводов за счет пространственного перемещения проводов без применения компенсирующих устройств в анкеровках несущего троса и контактного провода.
3.7 опорное крепление несущего троса: Способ крепления несущего троса, при котором отсутствует возможность взаимного перемещения несущего троса и консоли.
3.8 смещенные опорные струны: Две струны контактной подвески ближайшие к опоре, между несущим тросом и контактным проводом.
3.9 расчетная масса (поезда): Среднее арифметическое значение массы всех поездов, включая пассажирские, обращающихся на участке за одни сутки.
3.10 участок с преимущественно грузовым движением: Участок, где число грузовых поездов превышает число пассажирских.
3.11 участок с преимущественно пассажирским движением: Участок, где число пассажирских поездов превышает число грузовых.
3.12 высшее напряжение (тяговой подстанции): Наивысшее из номинальных напряжений линий электропередачи, связывающих тяговую подстанцию с электрическими сетями территориальных сетевых и(или) иных энергоснабжающих организаций.
3.13 опорная подстанция: Подстанция, электроэнергия на которую может быть подана по трём и более линиям электропередачи.
3.14 транзитная подстанция: Подстанция, включённая в рассечку линии электропередачи.
3.15 отпаечная подстанция: Подстанция, подключённая к ответвлениям от линии (линий) электропередачи.
Примечание - Термины "опорная подстанция", "транзитная подстанция" и "отпаечная подстанция" применимы только к подстанциям с высшим напряжением 110 кВ и выше.
3.16 участок (железной дороги) с односторонним питанием: Электрифицированный участок железной дороги, включающий в себя как минимум один перегон и расположенный между последней тяговой подстанцией и концом электрифицированного участка.
3.17 продольный разъединитель: Разъединитель, предназначенный для соединения между собой двух смежных секций контактной сети одного и того же железнодорожного пути.
3.18 устройство защиты станций стыкования: Коммутационный аппарат, предназначенный для электрического соединения между собой токоведущих частей, нормально находящихся под напряжением выше 1000 В постоянного тока пунктов группировки станций стыкования, и рельса железнодорожного пути при превышении напряжением на токоведущих частях импульсного напряжения срабатывания устройства защиты станции стыкования.