ГОСТ Р 53685-2009
Группа Е00
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Термины и определения
Electrification and electric supply of the railways. Terms and definitions
ОКС 01.040.29
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ОАО "ВНИИЖТ" (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1074-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области электрификации и электроснабжения железных дорог.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, - светлым шрифтом, синонимы - курсивом, а остальные краткие формы - светлым шрифтом в алфавитном указателе.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области электрификации и электроснабжения железных дорог.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по электрификации и энергоснабжению железных дорог, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ Р 52002, ГОСТ Р МЭК 60050-195, ГОСТ 12.1.009, ГОСТ 26.005, ГОСТ 15845, ГОСТ 16022, ГОСТ 17703, ГОСТ 18311, ГОСТ 18322, ГОСТ 18624, ГОСТ 18685, ГОСТ 19350, ГОСТ 19431, ГОСТ 20375, ГОСТ 21027, ГОСТ 23875, ГОСТ 26522.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р МЭК 60050-195-2005 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения
ГОСТ 12.1.009-76 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения.
ГОСТ 26.005-82 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 15845-80 Изделия кабельные. Термины и определения
ГОСТ 16022-83 Реле электрические. Термины и определения
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 18624-73 Реакторы электрические. Термины и определения
ГОСТ 18685-73 Трансформаторы тока и напряжения. Термины и определения
ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения
ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения
ГОСТ 20375-83 Электроаппараты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Термины и определения
ГОСТ 21027-75 Системы энергетические. Термины и определения
ГОСТ 23875-88 Качество электрической энергии. Термины и определения
ГОСТ 26522-85 Короткие замыкания в электроустановках. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Общие понятия
1 электроснабжение железной дороги: Обеспечение электрической энергией железнодорожного электроподвижного состава и нетяговых потребителей железной дороги.
2 электрификация железной дороги: Оснащение действующих или вновь сооружаемых участков железной дороги системой тягового электроснабжения.
3 скоростной электрифицированный участок железной дороги: Электрифицированный участок железной дороги, на котором обращается железнодорожный электроподвижной состав со скоростями от 141 до 200 км/ч включительно.
4 высокоскоростной электрифицированный участок железной дороги: Электрифицированный участок железной дороги, на котором обращается железнодорожный электроподвижной состав со скоростями свыше 200 км/ч.
5 станция стыкования: Железнодорожная станция на границе электрифицированных участков железной дороги с различными системами тягового электроснабжения, на которой производится смена локомотивов, и контактная сеть железнодорожной станции имеет одну и несколько переключаемых секций контактной сети железной дороги.
6 вибропантограф: Пневматический вибратор, предназначенный для механической очистки контактных проводов контактной подвески железной дороги от гололеда и устанавливаемый на локомотиве.
7 система электроснабжения железной дороги: Совокупность электроустановок, предназначенная для преобразования, распределения и передачи электрической энергии ко всем потребителям электрической энергии железной дороги.
8 нетяговый потребитель (железной дороги): Железнодорожный потребитель электрической энергии, не использующий для эксплуатации тяговое электрооборудование.
9 железнодорожный волновод: Одно- или двухпроводная линия, подвешиваемая вдоль железной дороги, предназначенная для передачи высокочастотных сигналов поездной радиосвязи.
10
тяговый трансформатор: Трансформатор, предназначенный для установки и работы на электрическом или теплоэлектрическом подвижном составе.
|
11 блуждающий ток системы тягового электроснабжения (железной дороги): Доля электрического тока железнодорожного электроподвижного состава, протекающая в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода.
12 уравнительный ток тяговой сети (железной дороги): Электрический ток в тяговой сети железной дороги, вызываемый разностью напряжений на шинах электрических распределительных устройств смежных тяговых подстанций железной дороги при их параллельной работе.
13 наведенное напряжение (на металлических сооружениях и коммуникациях): Напряжение на металлических сооружениях и коммуникациях, возникающее вследствие электромагнитного влияния тока контактной сети железной дороги и воздушной линии электропередачи продольного электроснабжения.
Системы тягового электроснабжения
14 система тягового электроснабжения (железной дороги): Совокупность электроустановок, предназначенная для преобразования, распределения и передачи электрической энергии к железнодорожному электроподвижному составу.
15 система тягового электроснабжения (железной дороги) постоянного тока: Система тягового электроснабжения железной дороги с номинальным напряжением тяговой сети 3 кВ постоянного тока.
16 система тягового электроснабжения (железной дороги) постоянного тока с дополнительным проводом: Система тягового электроснабжения железной дороги постоянного тока, в которой напряжение 3 кВ подается в контактную сеть железной дороги непосредственно от тяговых подстанций и от пунктов преобразования напряжения, расположенных на межподстанционной зоне и получающих питание от тяговых подстанций по дополнительному проводу.
17 система тягового электроснабжения (железной дороги) переменного тока: Система тягового электроснабжения железной дороги с номинальным напряжением тяговой сети 25 кВ переменного тока.
18 система (тягового электроснабжения железной дороги переменного тока) 25 кВ: Система тягового электроснабжения железной дороги переменного тока, в которой напряжение 25 кВ подается в контактную сеть железной дороги непосредственно от вторичных обмоток понижающих трансформаторов тяговых подстанций железной дороги.
19 система (тягового электроснабжения железной дороги переменного тока) 2х25 кВ: Система тягового электроснабжения железной дороги переменного тока, в которой напряжение 25 кВ подается в контактную сеть железной дороги непосредственно от вторичных обмоток понижающих трансформаторов тяговых подстанций железной дороги и от автотрансформаторных пунктов, расположенных в межподстанционной зоне и подключенных к проводам контактной сети и питающему проводу с напряжением между ними 50 кВ.
20 система (тягового электроснабжения железной дороги переменного тока) с экранирующим и усиливающим проводами: Система тягового электроснабжения железной дороги переменного тока, в которой усиливающий провод соединен с контактной сетью железной дороги, а экранирующий провод - с рельсовой сетью или со специальными заземлителями.
21 система (тягового электроснабжения железной дороги переменного тока) 94 кВ: Система тягового электроснабжения железной дороги переменного тока, в которой напряжение 25 кВ подается в контактную сеть железной дороги непосредственно от вторичных обмоток понижающих трансформаторов головных тяговых подстанций железной дороги и от трансформаторов, расположенных в межподстанционной зоне и подключенных к проводам с напряжением 94 кВ, которые получают питание от головных тяговых подстанций.
22 межподстанционная зона (железной дороги): Часть железной дороги между двумя смежными тяговыми подстанциями железной дороги.
Тяговая сеть железной дороги
23 тяговая сеть (железной дороги): Часть системы тягового электроснабжения железной дороги, предназначенная для передачи электрической энергии от одной или нескольких тяговых подстанций железной дороги к железнодорожному электроподвижному составу, состоящая из питающих линий контактной сети железной дороги, шунтирующих линий контактной сети железной дороги, контактной сети железной дороги, тяговой рельсовой сети железной дороги и отсасывающих линий тяговой сети железной дороги.
24 питающая линия контактной сети (железной дороги): Линия электропередачи, соединяющая распределительное устройство тяговой подстанции железной дороги, поста секционирования контактной сети, автотрансформаторного пункта, пункта преобразования напряжения, пункта группировки станции стыкования с контактной сетью железной дороги.
25 отсасывающая линия тяговой сети (железной дороги): Линия электропередачи, соединяющая заземленную фазу или заземленный полюс тяговой подстанции железной дороги, автотрансформаторного пункта, пункта преобразования напряжения с тяговой рельсовой сетью железной дороги.
26 шунтирующая линия контактной сети (железной дороги): Дополнительная линия электропередачи, прокладываемая параллельно секции контактной сети железной дороги с уменьшенным сечением проводов и увеличивающая сечение этой секции до сечения соседних секций.
27 питающий провод (системы тягового электроснабжения переменного тока 2х25 кВ): Линия электропередачи, предназначенная для соединения вторичных обмоток понижающих трансформаторов тяговых подстанций железной дороги с автотрансформаторами автотрансформаторных пунктов.
Контактная сеть железной дороги