ГОСТ Р 54984-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Нормы и методы контроля
Outdoor lighting of railway objects. Requirements and methods of control
ОКС 45.120
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 г. N 302-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.
Настоящий стандарт не устанавливает нормы наружного освещения железнодорожных пунктов пропуска приграничных станций и нормы охранного освещения при применении технических средств охраны (систем телевизионного наблюдения, средств охранной, пожарной, охранно-пожарной сигнализации и систем ограничения доступа).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р 54350-2011 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011 Светодиоды и светодиодные модули для общего освещения. Термины и определения
ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 8.332-78 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения
ГОСТ 15049-81 Лампы электрические. Термины и определения
ГОСТ 16703-79 Приборы и комплексы световые. Термины и определения
ГОСТ 26148-84 Фотометрия. Термины и определения
СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54814, ГОСТ Р 53431, ГОСТ 15049, ГОСТ 16703 и ГОСТ 26148, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.
3.1.2 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора [1].
3.1.3 владелец железнодорожного пути необщего пользования: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта [1].
3.1.4 дежурное освещение: Освещение в нерабочее время.
3.1.5 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами [2].
3.1.6 железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд [1].
3.1.7 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование [1].
3.1.8 коэффициент запаса; (для наружного освещения): Расчетный коэффициент, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации осветительной установки вследствие загрязнения и невосстанавливаемого изменения отражающих и пропускающих свойств оптических элементов осветительных приборов, спада светового потока и выхода из строя источников света.
3.1.9 местное освещение: Освещение, дополнительное к общему, создаваемое осветительными приборами, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.
3.1.10 осветительный прибор со светодиодами: Осветительный прибор, в котором в качестве источника света используют светодиоды.
3.1.11 освещение рабочее наружное: Освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.
3.1.12 общее освещение: Освещение, при котором рабочие и соседние с ним поверхности освещаются осветительными приборами, расположенными на опорных и поддерживающих конструкциях.
Примечание - К опорным конструкциям относят осветительные мачты, опоры, порталы; к поддерживающим - кронштейны в комплекте с опорами и настенные, гибкие поперечины.
3.1.13 освещение комбинированное: Освещение, при котором к общему освещению добавляют местное.
3.1.14 охранное освещение: Освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны), предусматриваемое вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время.
3.1.15 показатель ослепленности; Р: Критерий оценки слепящего действия осветительной установки.
3.1.16 пешеходный переход через железнодорожные пути: Специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути, обозначенное знаками и предназначенное для перехода пешеходов.
3.1.17 равномерность распределения освещенности: Отношение минимальной освещенности к максимальной.
3.1.18 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.
3.1.19 резервное освещение: Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.
3.1.20 световая отдача источника света: Отношение излучаемого источником светового потока к потребляемой им мощности.
3.1.21 светодиод: Полупроводниковый прибор с p-n переходом, испускающий некогерентное видимое излучение при пропускании через него электрического тока. [ГОСТ Р 54814, статья 3.22] |
3.1.22 фон: Поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается.
Примечание - Фон считают светлым - при коэффициенте отражения поверхности более 0,4; средним - при коэффициенте отражения поверхности от 0,4 до 0,2 и темным - при его значении менее 0,2.
3.1.23 эвакуационное освещение: Вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДРЛ - лампа дуговая ртутная высокого давления;
МГЛ - лампа металлогалогенная;
НЛВД - лампа натриевая высокого давления;
ОП - осветительный прибор;
ПТО - пункт технического обслуживания;
СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка;
ТО - техническое обслуживание;
ТР - текущий ремонт.
4.1 Наружное освещение классифицируют по следующим видам:
- рабочее (общее и местное);
- аварийное (резервное и эвакуационное);
- охранное;
- дежурное.
4.2 Рабочее освещение, в зависимости от путевого развития и конфигурации освещаемой территории, проектируют в виде систем:
- общего равномерного освещения, когда ОП равномерно рассредоточены по освещаемой территории (на ригелях жестких поперечин, опорах и осветительных мачтах малой и средней высоты, гибких поперечинах);
- высокомачтовой (заливающего света), когда ОП сконцентрированы в небольшом количестве на опорах или осветительных мачтах высотой более 16 м, находящихся на значительных расстояниях друг от друга (на горочных и стрелочных горловинах сортировочных парков и других территориях станций);
- смешанной, состоящей из системы общего равномерного освещения и высокомачтовой.
4.3 На территориях, где норма освещенности для отдельного участка (рабочего места) выше нормы освещенности системы общего освещения, следует применять систему комбинированного освещения.
Примечание - Местное освещение включают на время выполнения соответствующих работ с помощью отдельных ОП, расположенных недалеко от рабочего места.
4.4 В железнодорожных тоннелях следует предусматривать резервное освещение, обеспечивающее норму освещенности на уровне головок рельсов и в сервисных штольнях не менее 1 лк (как и при рабочем освещении).
Резервное освещение в соответствии с СП 5213330* (пункт 7.110) должно обеспечивать 50% нормы освещенности через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормы освещенности через 60 с.
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СП 52.13330, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
4.5 Эвакуационное освещение предусматривают в соответствии с СП 5213330 (пункты 7.104-7.106).
4.6 Охранное освещение предусматривают в тех случаях, когда в течение продолжительного ночного времени работы можно не производить, или требуется охрана участка производства работ и/или охрана коммерческих грузов.
4.7 Охранное освещение при отсутствии специальных технических средств охраны должно обеспечивать в соответствии с СП 5213330 (пункт 7.122) норму освещенности не менее 0,5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы.