| |
Содержание требования, условия
| Требования по реализации, алгоритм выполнения
|
1 Требования к специалистам и вспомогательному персоналу
| |
1.1 Перечень специальностей/кто участвует в выполнении услуги
| Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело".
Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего образовательного учебного заведения по специальностям: "Лечебное дело", "Педиатрия", "стоматология", направление подготовки "Сестринское дело (бакалавр)"
|
1.2 Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу
| Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги
|
2 Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
| |
2.1 Требования по безопасности труда при выполнении услуги
| До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
|
3 Условия выполнения простой медицинской услуги
| Амбулаторно-поликлинические.
Стационарные.
Транспортные
|
4 Функциональное назначение простой медицинской услуги
| Диагностика заболеваний
|
5 Материальные ресурсы
| |
5.1 Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
| Отсутствуют
|
5.2 Реактивы
| Отсутствуют
|
5.3 Иммунобиологические препараты и реагенты
| Отсутствуют
|
5.4 Продукты крови
| Отсутствуют
|
5.5 Лекарственные средства
| Отсутствуют
|
5.6 Прочий расходный материал
| Визуально-аналоговая шкала оценки боли.
Вопросник Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
Вербально-рейтинговая шкала оценки боли.
Числовая шкала оценки боли.
Комбинированная шкала оценки боли
|
6 Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги
| |
6.1 Алгоритм оценки интенсивности боли
| I Подготовка к процедуре:
1) Идентифицировать пациента, представиться, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, (если пациент в сознании). Получить добровольное информированное согласие. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
2) Убедиться, что пациент находится в сознании.
При диагностировании сознания, отличного от ясного, использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
3) Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера. При невозможности речевого контакта с пациентом диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
4) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II Выполнение процедуры:
1) При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
- спросить у пациента о наличии боли.
а) При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
1) Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-балльной шкале.
2) Выяснить локализацию боли.
3) Выяснить иррадиацию боли.
4) Выяснить продолжительность боли.
5) Выяснить характер боли.
6) Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
б) При отрицании пациентом наличия болевого синдрома документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
в) При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли) провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки.
1) Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-балльной шкале визуально-аналогового контроля.
2) Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
3) Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/или относительных показателях.
4) Полученные результаты документировать.
г) При проведении первичной оценки уровня боли, а также при изменении характера болевого синдрома провести оценку уровня боли на описательном уровне:
1) Инструктировать пациента о правилах заполнения вопросника Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
2) Предоставить пациенту бланк вопросника Мак-Гилла и авторучку.
3) По окончании заполнения рассчитать ранговые индексы по 4 основным группам (сенсорные ощущения, эмоциональные ощущения, оценка интенсивности, параметры, отражающие общие характеристики боли); на основании полученных показателей рассчитать ранговый индекс боли (РИБ).
4) Заполнить расчетные поля бланка вопросника.
5) На основании данных заполнить поле "настоящее ощущение интенсивности боли" (НИБ).
Ill Окончание процедуры:
1) Ознакомить пациента с полученными результатами.
2) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3) Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.
4) При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)
|
7 Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики
| При проведении оценки уровня боли по шкале Мак-Гилла (McGill) необходимо попросить пациента отметить одно слово, которое наиболее точно отражает его болевые ощущения в любых (не обязательно во всех) классах оценочной шкалы.
В педиатрической, геронтологической, психиатрической практике, а также в случаях, когда проведение оценки уровня боли затруднено языковым барьером, может быть использована пиктографическая шкала, схематично изображающая выражения лица человека. К невербальным признакам боли (маркерам боли) относятся:
- влажная кожа;
- тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием;
- слезы, влажные глаза;
- расширение зрачков;
- вынужденная поза;
- характерная мимика: сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы);
- прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его;
- нарушение глазного контакта (бегающие глаза);
- изменение речи (темпа, связности, стиля);
- поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость);
- эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии;
- нарушения сна;
- потеря аппетита;
- стремление к одиночеству;
- стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один;
- частые разнообразные жалобы, не связанные с болью
|
8 Достигаемые результаты и их оценка
| Уровень боли пациента объективно оценен в соответствии с приведенными методиками
|
9 Особенности добровольного информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи
| Пациент или его родители/законные представители (для детей до 15 лет) должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об оценке интенсивности боли, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели и ходе данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на оценку интенсивности боли не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
В случае выполнения простой медицинской услуги в составе комплексной медицинской услуги дополнительное информированное согласие не требуется
|
10 Параметры оценки и контроля качества выполнения методики
| Проведение контрольного измерения с целью установления соответствия полученных данных.
Отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения технологии.
Результаты измерения получены и правильно интерпретированы.
Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской документации.
Своевременность выполнения процедуры (в соответствии со временем назначения).
Удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской услуги
|
11 Стоимостные характеристики технологий выполнения простой медицинской услуги
| Коэффициент УЕТ врача - 1,0.
Коэффициент УЕТ м/с - 0
|
12 Графическое, схематическое и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги
| Отсутствует
|
13 Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при необходимости)
| 1 Образец визуально-аналоговой шкалы
|
| 2 Образец визуально-аналоговой шкалы для использования в педиатрической практике
|
| 3 Образец схематического изображения мужского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
|
| 4 Образец схематического изображения женского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
|
| 5 Вопросник (анкета) McGill по определению степени выраженности болевого синдрома (R. Melzack 1996) приведен в приложении В
|