5.1 Экипаж дизель-поезда должен обеспечивать устойчивость и безопасность движения на магистральных и тракционных путях*, его прочностные и динамические качества должны соответствовать требованиям нормативных документов** государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
_______________
* В Российской Федерации количественную оценку качественных показателей текущего состояния рельсовой колеи определяют по [1].
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55495-2013 "Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности"
5.1.1 Относительная разность нагрузок по колесам колесной пары порожнего вагона должна быть не более 4%.
Относительная разность нагрузок по осям в одной тележке порожнего вагона, а также по сторонам порожнего вагона должна быть не более 3%.
5.1.2 Коэффициент конструктивного запаса пружинных комплектов первой ступени рессорного подвешивания в случае отсутствия упругих упоров, ограничивающих вертикальные перемещения буксы относительно рамы тележки должен быть не менее 1,6. В случае наличия упругих упоров коэффициент должен быть не менее:
1,6 - при включении в схему нагружения упругого упора;
1,4 - до включения в схему нагружения упругого упора.
Коэффициент конструктивного запаса пружинных комплектов второй ступени рессорного подвешивания должен быть не менее 1,4.
5.1.3 Отношение динамической составляющей вертикальной силы к максимальной статической нагрузке в первой ступени рессорного подвешивания должно быть не более 0,3 для немоторного и не более 0,35 - для моторного вагона.
Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса должен быть не менее 1,4.
Показатели плавности хода в вертикальном и горизонтальном поперечном направлениях должны быть не более 3,25.
5.1.4 Должно быть обеспечено отсутствие взаимного касания элементов экипажа, не предусмотренное технической документацией.
5.1.5 Первая собственная частота изгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости при максимальной загрузке вагона должна быть не менее 8 Гц.
5.1.6 Коэффициенты запаса сопротивления усталости конструкций экипажа, за исключением колесных пар, валов тягового привода, зубчатых колес, листовых рессор и пружин рессорного подвешивания, должны быть не менее:
- 2,0 - для стальных конструкций;
- 2,2 - для конструкций из алюминиевого сплава.
Должна быть обеспечена прочность элементов кузова порожнего вагона при действии нормативной силы соударения, приложенной по осям сцепных устройств, по условию непревышения напряжений , соответствующих нормативной силе, предела текучести материала 0,9 ( - предел текучести материала), примененного при изготовлении - ( определяется линейной аппроксимацией (интерполяцией, экстраполяцией) методом наименьших квадратов напряжений, зарегистрированных при проведении испытаний вагона на соударение).
Нормативная сила соударения составляет 2000 кН. Нормативная сила соударения увеличивается на 500 кН для головных консольных частей кузова головного вагона в случае использования при постройке указанной части кузова из некоррозионностойких сталей. Требование по увеличению нормативной силы соударения на 500 кН не применяется при наличии системы пассивной защиты с разрушаемыми устройствами энергопоглощения. Под консольной частью кузова понимается концевая часть кузова, включающая все элементы опирания кузова на тележку. Испытания головного вагона на соударение проводят с неустановленными на кузове устройствами поглощения энергии.
5.1.7 Сопротивление усталости рам тележек и промежуточных рам (балок) второй ступени подвешивания моторных и немоторных вагонов должно быть подтверждено стендовыми вибрационными испытаниями на базе 10 млн циклов нагружения, которые они должны выдерживать без усталостных повреждений. Для объектов испытаний, нагружаемых в эксплуатации вертикальными силами от веса надрессорного строения и горизонтальными поперечными силами, является обязательным одновременное нагружение этими силами.
5.1.8 Страховочные устройства подвесного оборудования, которое имеет вращающиеся части и массу не менее 500 кг, а также тормозных тяг и балок должны обеспечивать прочность, позволяющую выдерживать силу, равную двукратной статической нагрузке от масс предохраняемого оборудования. Максимальные расчетные напряжения в страховочных устройствах не должны превышать предела текучести материала, из которого они изготовлены.
5.2 Допустимое воздействие вагонов дизель-поезда на путь должно соответствовать нормативным значениям, указанным в таблице А.1* (приложение А).
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55050-2012 "Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний"
5.3 Кузов (кроме головной консольной части) должен иметь цельнонесущую конструкцию, изготовленную из низкоуглеродистых, коррозионностойких сталей. Допускается изготовление кузова с применением пространственных экструдированных профилей из алюминиевых сплавов и композитных материалов.
Кузов и несущие элементы тележек должны выдерживать без усталостных повреждений динамические нагрузки, возникающие при движении дизель-поезда в течение назначенного срока службы.
Прочность кузова и несущих элементов тележек должна быть подтверждена результатами динамико-прочностных испытаний при действии нормативной силы соударения.