5.13.1 Дизель-поезда должны быть оборудованы:
- концевым автосцепным устройством - для соединения дизель-поезда с локомотивом;
- межвагонным сцепным устройством - для соединения вагонов между собой.
5.13.2 Высота оси концевых автосцепных устройств над уровнем головки рельса должна соответствовать требованиям нормативных документов,* государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют правила [3].
5.13.3 Концевое автосцепное устройство дизель-поезда должно включать в себя ударно-тяговую автосцепку с контуром зацепления по ГОСТ 21447 или иметь переходник с контуром зацепления по ГОСТ 21447.
5.13.4 Межвагонное сцепное устройство должно иметь возможность соединяться с типовым автосцепным устройством с контуром зацепления по ГОСТ 21447 при помощи переходного приспособления (адаптера). Высота оси установленного адаптера над уровнем головки рельса со стороны зацепления с автосцепным устройством с контуром зацепления по ГОСТ 21447 должна соответствовать требованиям 5.13.2.
Конструкция адаптера должна допускать возможность его установки вручную без применения специальных подъемных устройств.
Масса адаптера или его составных частей, устанавливаемых отдельно, должна быть не более 25 кг.
5.13.5 В качестве межвагонного сцепного устройства следует применять беззазорное сцепное устройство жесткого типа, исключающее после сцепления взаимные перемещения сцепных устройств во всех плоскостях в соответствии с требованиями нормативных документов* государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54749-2011 "Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки".
При использовании данного устройства допускается исключение буферных устройств по согласованию с заказчиком.
Допускается применение сцепных устройств с контуром зацепления по ГОСТ 21447 либо другим контуром, согласованным с владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
5.13.6 В случае применения сцепных устройств, для сцепления или расцепления которых необходимо обязательное приложение к вагонам продольной сжимающей нагрузки, приводящей к смещению сцепа вдоль оси пути, должно быть предусмотрено наличие устройства дистанционного управления сцепными устройствами вагонов. Расцепление концевых и межвагонных сцепных устройств должно быть обеспечено с любой стороны дизель-поезда одним человеком без захода между вагонами, кроме неавтоматических сцепок.
5.13.7 В состав концевого и межвагонного сцепного (автосцепного) устройства должен входить поглощающий аппарат, обеспечивающий амортизацию продольных сил при сцеплении экипажей и движении дизель-поезда и имеющий следующие основные параметры и свойства:
- усилие закрытия при квазистатическом нагружении не менее 1000 кН;
- энергоемкость не менее 25 кДж при усилии не более 1000 кН;
- коэффициент необратимого поглощения энергии не менее 0,3;
Поглощающий аппарат должен сохранять работоспособность во всем интервале эксплуатационных температур в соответствии с климатическим исполнением дизель-поезда.
Примечание - При температурах минус 40°С и плюс 50°С допускается снижение энергоемкости на 30% от исходного значения при температуре плюс 18°С. После нагружения при температуре минус 50°С на полный конструктивный ход снижение энергоемкости, определяемое при температуре плюс 18°С, не должно превышать 30%.
Поглощающий аппарат должен обеспечивать сохранение его силовых и энергетических характеристик в процессе эксплуатации между плановыми видами ремонта (снижение энергоемкости поглощающего аппарата более чем на 10% от первоначальной не допускается).
5.13.8 При использовании в межвагонных сцепных устройствах автосцепок в соответствии с ГОСТ 21447 вагоны должны быть оборудованы буферными устройствами, обеспечивающими суммарное распорное усилие при сцепленных вагонах не менее 9 кН.
Концевые и межвагонные сцепные (автосцепные) устройства должны исключать самопроизвольный расцеп во всех эксплуатационных режимах работы.
Автосцепки должны обеспечивать автоматическое сцепление вагонов между собой в эксплуатационных условиях при разнице высот продольных осей автосцепок от 0 до 100 мм, при относительном смещении их осей в горизонтальном направлении от 0 до 160 мм и угле поворота в горизонтальной плоскости от 0 до 4,5°, а также угле 8° при относительном смещении в горизонтальном направлении 40 мм.