Недействующий
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

     
     ГОСТ Р 55176.1-2012
(МЭК 62236-1:2008)

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 1

Общие положения

Electromagnetic compatibility. Railway fixed installations, rolling stock and apparatus. Part 1: General



ОКС 33.100

             45.020*

_________________

* В ИУС 6-2016 документ приводится с ОКС 33.100, 45.060, здесь и далее по тексту.

- Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "СвязьСервис" (ООО "НПК СвязьСервис") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1114-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 62236-1:2008* "Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 1: Общие положения" (IEC 62236-1:2008 "Railway applications - Electromagnetic compatibility - Part 1: General") путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДВ

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза:

"О безопасности железнодорожного подвижного состава";

"О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";

"О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012** (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава. Значения норм определены таким образом, чтобы была обеспечена электромагнитная совместимость железнодорожных систем с внешней средой и между различными частями железнодорожных систем.

В настоящем стандарте приведенный в разделе 1 перечень стандартов, входящих в серию стандартов "Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта", дополнен описанием их содержания, аналогично тексту, изложенному в структурном элементе "Введение" примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008.

В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в иной редакции, чем в примененном международном стандарте МЭК 62236-1:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов приведен в настоящем стандарте в приложении ДА. Например, некоторые положения приложения А примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008 в настоящем стандарте изложены в редакции, учитывающей особенности построения подсистем инфраструктуры и подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации.

В раздел "Нормативные ссылки" включены дополнительные ссылки на межгосударственный и национальный стандарты в части терминов и определений, касающихся подсистемы железнодорожного электроснабжения. Из раздела исключена нормативная ссылка на МЭК 62427 "Железные дороги - Совместимость подвижного состава и систем обнаружения поездов", так как в настоящем стандарте не рассматриваются вопросы совместимости подвижного состава и систем обнаружения поездов, эксплуатируемых в других странах.

В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008 изменены отдельные фразы (слова, значение показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом*. Также в текст настоящего стандарта включены дополнительные фразы, ссылки, которые по тексту выделены полужирным курсивом, объяснение причин их включения приведены в сносках.

________________

* В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение", приложении ДВ и по тексту документа отмеченные знаком "**", приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

В настоящий стандарт не включены следующие структурные элементы примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008:

раздел 1 "Сфера действия" ссылка на приложение А, носящая информативный характер;

раздел 5, текст которого носит повествовательный характер;

текст пятого абзаца раздела 1, так как положения настоящего стандарта могут быть применены на добровольной основе для соблюдения требований электромагнитной совместимости технических регламентов Таможенного союза о безопасности железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Указанные структурные элементы, не включенные в основную часть настоящего стандарта, приведены в дополнительном приложении ДБ.

Сопоставление структуры настоящего стандарта, измененной для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3), со структурой примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008 приведено в таблице ДГ.1 (приложение ДГ).

     1 Область применения

1.1 В настоящем стандарте приведена структура и содержание серии стандартов "Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта", которая распространяется на разрабатываемые, модернизируемые, импортируемые подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и его составные части.

Данная серия стандартов не распространяется на радиопередающие устройства, работающие на присвоенных частотах, а также на аппаратуру, предназначенную для оказания медицинской помощи, например, электро-кардиостимуляторы.

В данной серии стандартов не рассматриваются воздействия на технические средства, связанные с электромагнитным импульсом от ядерного взрыва, явлением индукции от прямого удара молнии, биологическим воздействием неионизирующей радиации, полярным сиянием и нестандартными рабочими условиями.

В настоящем стандарте определены критерии качества функционирования технических средств, приведены основные виды электромагнитных помех, перечень подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава, являющиеся источниками электромагнитных помех.

Испытания на частотах, применительно к которым нормы не установлены, не проводятся.

__________________

Требование введено в раздел дополнительно для уточнения порядка проведения испытаний, аналогично тексту, изложенному во введении примененного международного стандарта МЭК 62236-1.

1.2 Настоящий стандарт применяют совместно со следующими частями серии стандартов "Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта":

- часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом во внешнюю окружающую среду в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц и применяемые методы испытаний;

- часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава - локомотивов, вагонов, моторвагонного и специального железнодорожного подвижного состава. Установлены методы испытаний;

- часть 3-2. Подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех и помехоустойчивости электронной аппаратуры и электрического оборудования, предназначенных для использования на железнодорожном подвижном составе. Установлены методы испытаний;

- часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры железнодорожной автоматики и телемеханики, размещаемой на станциях, перегонах, сортировочных горках и переездах. Установлены методы испытаний;

- часть 4-2. Электромагнитные помехи и помехоустойчивость аппаратуры электросвязи. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры электросвязи. С учетом электромагнитной обстановки при эксплуатации установлены классы аппаратуры электросвязи по устойчивости к помехам. Установлены методы испытаний;

- часть 5. Электромагнитные помехи и помехоустойчивость стационарных установок и аппаратуры электроснабжения. Требования и методы испытаний.

В данной части установлены нормы электромагнитных помех и помехоустойчивости электрической и электронной аппаратуры стационарных железнодорожных объектов электроснабжения. Установлены методы испытаний.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 50397-2011** (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ Р 51317.2.5-2000 (МЭК 61000-2-5-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитная обстановка. Классификация электромагнитных помех в местах размещения технических средств

ГОСТ Р 51317.6.2-2007** Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24291, ГОСТ Р 50397 и ГОСТ Р 53685.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ТС - технические средства, входящие в состав систем и оборудования железнодорожного транспорта;

ЭМС - электромагнитная совместимость.

Примечание - Данный пункт введен для удобства изложения положений настоящего стандарта.

     

     4 Критерии качества функционирования


Многообразие и различия между ТС, на которые распространяется данная серия стандартов, затрудняют установление точных критериев оценки результатов испытаний ТС на помехоустойчивость.

Если при испытаниях на помехоустойчивость ТС в результате воздействия электромагнитных помех видов, регламентированных в данной серии стандартов, становятся опасными и ненадежными, то должен быть сделан вывод о том, что эти ТС не удовлетворяют требованиям соответствующего стандарта.

Функциональное описание и указание критериев качества функционирования ТС, используемых во время испытания на ЭМС или после него, должны быть установлены изготовителем в технической документации на соответствующие ТС и отражены в протоколе каждого испытания, основываясь на критериях качества функционирования ТС в соответствии с ГОСТ Р 51317.6.2**.

Критерии качества функционирования А: Во время и после прекращения воздействия помехи ТС должно продолжать функционировать в соответствии с назначением. Не допускается ухудшение качества функционирования ТС по сравнению с уровнем качества функционирования, установленного изготовителем применительно к использованию ТС в соответствии с назначением, или прекращение выполнения функции ТС. Минимальный уровень качества функционирования ТС может быть заменен допустимым ухудшением качества функционирования. Если минимальный уровень качества функционирования или допустимое ухудшение качества функционирования не установлены изготовителем, они могут быть определены на основе анализа эксплуатационных и технических документов на ТС конкретных видов или исходя из результатов применения ТС в соответствии с назначением.