ГОСТ Р 55176.2-2012
(МЭК 62236-2:2008)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта
Часть 2
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОМЕХИ ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СИСТЕМ В ЦЕЛОМ ВО ВНЕШНЮЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Требования и методы испытаний
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 2. Emission of the whole railway systems to the outside world. Requirements and test methods
ОКС 33.100
45.020*
_______________
* На официальном сайте Росстандарта и в ИУС 3-2017
ГОСТ Р 55176.2-2012 приводится с ОКС 33.100, 45.060, здесь и далее.
- Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "СвязьСервис" (ООО "НПК "СвязьСервис") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1115-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 62236-2:2008* "Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 2: Помехоэмиссия железнодорожной системы в целом во внешнюю окружающую среду" (IEC 62236-2:2008 "Railway applications - Electromagnetic compatibility - Part 2: Emission of the whole railway system to the outside world") путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований электромагнитной совместимости технических регламентов Таможенного союза:
- "О безопасности железнодорожного подвижного состава";
- "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";
- "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт является второй частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава.
Сопоставление структуры настоящего стандарта, измененной в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.7 (п.7.7), со структурой примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 приведено в таблице ДД.1 (приложение ДД).
Для учета технологии работы железных дорог Российской Федерации, а также для соблюдения требований электромагнитной совместимости технических регламентов Таможенного союза в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики и железнодорожной электросвязи в настоящий стандарт включены дополнительные положения и требования, которые отсутствуют в примененном международном стандарте. По тексту они выделены путем заключения в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний, которые размещены после соответствующих дополнений (абзаца, терминологической статьи), или в виде пояснения, приводимого в скобках после заголовка дополнительного структурного элемента (раздела, подраздела, приложения).
В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на национальные стандарты Российской Федерации. Сведения о соответствии национальных и действующего в этом качестве межгосударственного стандартов международным стандартам, использованным в примененном международном стандарте в качестве нормативных ссылок, приведены в таблице ДГ.1 (приложение ДГ). Исключена нормативная ссылка на Публикацию 22 СИСПР, содержащую нормы и методы измерения радиопомех, так как нормы и методы измерения электромагнитных помех определены в настоящем стандарте в полном объеме.
В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в иной редакции, чем в международном стандарте МЭК 62236-2:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия*, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 приведен в приложении ДБ.
_______________
* В электронной версии документа измененное содержание разделов, упомянутых выше, выделено простой вертикальной линией. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 изменены отдельные фразы (слова, значения показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом*. Также в текст настоящего стандарта включены дополнительные слова (фразы, показатели, ссылки) для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, которые по тексту выделены полужирным курсивом.
________________
* В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение", "Область применения", таблице ДГ.1 приложения ДГ, а также в рамках приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Для обеспечения последовательности изложения и для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 порядок расположения отдельных структурных элементов примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 изменен, что отражено в таблице ДД.1 (приложение ДД). Например, требования к измерительным приборам, изложенные в 4.2, перенесены в А.2.3 (приложение А) настоящего стандарта "Требования к измерительным приборам и их размещению"; требования по процедуре проведения измерений, содержащиеся в 5.1, представлены в 5.1-5.6 настоящего стандарта.
В настоящий стандарт не включены следующие структурные элементы примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008: терминологические статьи 3.1, 3.3 и 3.4; требования, распространяющиеся на городской электротранспорт, который не является объектом стандартизации в настоящем стандарте; требования на системы электроснабжения, не применяемые в Российской Федерации; 5.2.2, содержащий описание варианта методики измерения помех со сканированием частоты, не примененной в настоящем стандарте; третий абзац 5.4.1, так как испытания в условиях, отличающихся от указанных в этом пункте, могут привести к получению результатов, существенно превышающих нормы, что не будет являться достоверной характеристикой работы участка в процессе эксплуатации. Указанные структурные элементы, не включенные в основную часть настоящего стандарта, приведены в дополнительном приложении ДВ.
Настоящий стандарт является второй частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте. Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом во внешнюю окружающую среду в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц. |
Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ Р 55176.1 (МЭК 62236-1).
Примечание - Редакция раздела примененного международного стандарта МЭК 62236-2 изменена в связи с исключением из области применения настоящего стандарта городского электротранспорта и систем электроснабжения, не применяемых в Российской Федерации; также исключен текст повествовательного характера, касающийся оценки результатов испытаний. Дополнительно введена полоса частот для уточнения области применения настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007* (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 30805.16.1.1-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008* (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 30805.16.1.4-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009* (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 30805.16.2.3-2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ Р 55176.1-2012 (МЭК 62236-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения
ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. |
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24291, ГОСТ Р 50397, ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта: Железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь. Примечание - Данный обобщенный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для удобства изложения. |
3.2 железнодорожное электроснабжение: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах. Примечание - Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости и удобства изложения. |
3.3 железнодорожная автоматика и телемеханика: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой. Примечание - Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости. |
3.4 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта. Примечание - Данный термин определен нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости. |
3.5 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав. Примечание - Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому дополнительно применен в настоящем стандарте для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости. |
3.6 внешняя окружающая среда: Окружающие здания, сооружения или территория, которые могут влиять на функционирование системы, и/или на которые может оказывать воздействие данная система.
3.7 линии электропередачи: Обобщающее наименование для линий электропередачи продольного электроснабжения, линий электропередачи автоблокировки и линий электропередачи напряжением выше 1000 В иного назначения, проложенных по опорам контактной сети железной дороги или по самостоятельным опорам вдоль железной дороги.