ГОСТ Р 54962-2012
Группа Д50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛО МАШИНИСТА (ОПЕРАТОРА) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Технические условия
Railway rolling stock driver's (operator's) armchair. Specifications
ОКС 45.060.10
ОКП 31 8600
Дата введения 2013-03-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП "ВНИИЖГ Роспотребнадзора")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2012 г. N 255-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на кресло машиниста (оператора) (далее - кресло) для локомотивов, моторвагонного и специального железнодорожного подвижного состава и устанавливает технические условия к нему.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 51945-2002 Аспираторы. Общие технические условия
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 164-90 Штангенрейсмасы. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 4997-75 Ковры диэлектрические резиновые. Технические условия
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
ГОСТ 9500-84 Динамометры образцовые переносные. Общие технические требования
ГОСТ ИСО 10326-1-2002 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 10908-75 Квадранты механические с уровнем. Технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 19808-86 Стекло медицинское. Марки
ГОСТ 21889-76 Система "Человек-машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования
ГОСТ 22967-90 Шприцы медицинские инъекционные многократного применения. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 31248-2004 (ИСО 10056:2001) Вибрация. Измерение и анализ общей вибрации, воздействующей на пассажиров и бригаду рельсового транспортного средства
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 сиденье кресла машиниста: Составная часть кресла, обеспечивающая опору тела человека-машиниста в положении сидя и воспринимающая основную вертикальную нагрузку от массы тела сидящего человека.
3.2 система виброизоляции кресла машиниста: Устройство вибрационной защиты, помещаемое между опорной поверхностью кабины и сиденьем кресла машиниста, предназначенное для уменьшения вибрации, воспринимаемой телом оператора, за счет использования энергии дополнительного источника и (или) рассеивания механической энергии.
3.3
назначенный ресурс: Суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния. [Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10] |
3.4
назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния. [Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10] |
3.5
коэффициент вибропередачи: Отношение амплитуды виброперемещения (виброскорости, виброускорения защищаемого объекта или действующей на него силы) к амплитуде той же величины источника возбуждения при гармонической вибрации. [ГОСТ 24346-80, статья 148] |
4.1.1 Кресло изготавливают в климатическом исполнении УЗ по ГОСТ 15150. Допускается изготовление кресла в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150.
4.1.2 Конструкция кресла должна обеспечивать рабочую позу машиниста и условия для отдыха в кресле по ГОСТ 21889 (подразделы 1.1-1.3).
4.1.3 Конструкция кресла не должна затруднять рабочих движений.
4.1.4 Кресло машиниста должно включать в себя следующие основные составные части: сиденье, спинку, подлокотники, виброзащитное устройство и устройство для крепления к опорной поверхности кабины. В конструкцию кресла для кабины управления локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава должен быть включен подголовник. Допускается конструкция кресла со встроенным подголовником.
Примечание - Для кабины управления маневровых локомотивов, специального самоходного подвижного состава с кабиной по типу маневрового локомотива и специального несамоходного подвижного состава допускается конструкция кресла без подголовника и без подлокотников.
4.1.5 Конструкция кресла должна предусматривать возможность регулировки:
- подвески в зависимости от массы машиниста;
- поворота сиденья вокруг вертикальной оси на угол не менее 180° с обеспечением фиксации в рабочем положении;
- вертикального и продольного смещения сиденья;
- угла наклона спинки.
Регулировка положения элементов кресла должна осуществляться плавно или ступенчато без применения инструмента. Шаг ступенчатой регулировки для линейных параметров от 15 до 25 мм. В случае необходимости регулировка элементов кресла в ходе трудового процесса должна осуществляться без изменения рабочей позы человека.
Конструкция должна исключать самопроизвольное срабатывание механизмов регулировки.
4.1.6 Подлокотники кресла должны быть откидывающимися на угол не менее 90° от горизонтали вверх.
4.1.7 Кресло по стойкости к механическим внешним воздействующим факторам должно соответствовать группе механического исполнения М25 ГОСТ 17516.1.
4.1.8 Значения конструктивных параметров кресла должны соответствовать требованиям санитарных правил [1], приведенным в таблице 1. Условные обозначения параметров кресла, приведенных в таблице 1, указаны на рисунках 1 и 2.
Таблица 1
Наименование конструктивного параметра | Условное обозначение | Значение | |
Высота поверхности сиденья (без учета высоты устройства крепления кресла к опорной поверхности кабины), мм | От 400 до 420 | ||
Регулировка сиденья по высоте, мм, не менее | - | 80 | |
Продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм, не менее | - | 200 | |
Ширина сиденья, мм, не менее | 410 | ||
Глубина сиденья, мм, не менее | 400 | ||
Высота спинки с подголовником, мм (не распространяется на кресло машиниста маневрового локомотива, специального несамоходного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава с кабинами по типу маневрового локомотива) | От 840 до 870 | ||
Высота спинки без подголовника, мм (для кресла машиниста маневрового локомотива, специального самоходного подвижного состава с кабинами по типу маневрового локомотива) | От 560 до 590 | ||
Высота опорной поверхности подголовника, мм | От 180 до 260 | ||
Ширина подголовника, мм, не менее | 175 | ||
Ширина спинки, мм, не менее | 390 | ||
Высота подлокотника, мм | От 230 до 250 | ||
Длина подлокотника, мм | От 300 до 400 | ||
Ширина подлокотника, мм, не менее | 50 | ||
Расстояние между внутренними гранями подлокотников, мм, не менее | 500 | ||
Вынос опорной поверхности подголовника вперед от линии спинки, мм, не более | 25 | ||
Угол наклона сиденья (опорной поверхности) к горизонтали, град | От 0° до 7° | ||
Угол наклона спинки относительно сиденья, град | От 95° до 115° | ||
Угол наклона подлокотников от горизонтали, град | нерегулируемый | От 0° до 5° | |
регулируемый | От 0° до 20° | ||
Высота вершины (наиболее выступающей точки) регулируемой поясничной опоры от плоскости сиденья, мм | - | От 140 до 250 | |
|