Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ 23170-78

Группа Г09

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


УПАКОВКА ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Общие требования

Packing for products of engineering industry. General requirements


МКС 55.020

Дата введения 1980-07-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.06.78  N 1546

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 9.014-78

     

1.5; 2.2

ГОСТ 1760-86

     

4.4

ГОСТ 2228-81

4.4

ГОСТ 7247-90

4.4

ГОСТ 8273-75

4.4

ГОСТ 8828-89

4.7

ГОСТ 10354-82

2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7

ГОСТ 12302-83

2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7

ГОСТ 14192-96

1.6

ГОСТ 15150-69

2.3; 2.4; 2.1.1; 4.3

ГОСТ 15151-69

4.3

ГОСТ 15846-2002

1.11

ГОСТ 16272-79

2.11

ГОСТ 20519-75

1.8

ГОСТ 21140-88

2.9

ГОСТ 24370-80

2.1.1

ГОСТ 24597-81

1.10

ГОСТ 24634-81

2.1.1; 4.7



5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

6. ИЗДАНИЕ (январь 2006 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., в феврале 1989 г. (ИУС 10-85, 5-89)


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к упаковке изделий машиностроения и должен применяться при разработке нормативно-технической документации на упаковку групп или конкретных видов изделий, в том числе на экспорт.

(Измененная редакция, Изм. N 1).     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Упаковка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.

1.2. Упаковка совместно с консервацией должна обеспечивать сохраняемость изделий при их транспортировании и хранении в течение сроков, установленных в нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Изделие или его составные части, транспортируемые в виде отдельных групповых мест, могут в целом не иметь упаковки, если позволяют конструктивные особенности изделия, его консервация, условия транспортирования, хранения и сроки сохраняемости. При необходимости производят защиту отдельных мест изделий.

1.4. Упаковка не должна иметь острых выступающих частей (гвоздей, концов проволоки и т.д.), углов, кромок и поверхностей с неровностями, которые могут нанести повреждения транспортным средствам, их внутреннему оборудованию, упаковке других грузовых мест и обслуживающему персоналу.

1.5. Группа изделий и варианты временной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.

1.6. Маркировка грузов - по ГОСТ 14192, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.

1.5-1.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.7. Для обеспечения свободной погрузки и выгрузки габаритные размеры упакованных изделий и (или) их составных частей должны устанавливаться с учетом размеров грузовых люков, площадок транспортных средств и габаритов погрузки, а также правил и требований к размещению и перевозке грузов, установленных на транспорте соответствующего вида.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.8. Упаковка экспонатов для ярмарок и выставок должна соответствовать требованиям ГОСТ 20519.

1.9. (Исключен, Изм. N 1).

1.10. Параметры транспортных пакетов, способы и средства пакетирования должны соответствовать требованиям ГОСТ 24597 и устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.11. Изделия, транспортируемые в районы Крайнего Севера и и приравненные к ним местности, должны упаковываться по ГОСТ 15846.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).     

2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УПАКОВКИ

2.1. Упаковку следует выбирать в зависимости от конструктивных особенностей изделий, условий хранения, транспортирования и сроков сохраняемости.

Упаковку по функциональному назначению в части защиты от внешних воздействующих факторов подразделяют на внутреннюю упаковку, транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других средствах упаковки.

2.2. В зависимости от требований к защите изделий от климатических факторов внешней среды устанавливают следующие категории упаковки (КУ):

КУ-1

-

для защиты от прямого попадания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, ограничения проникания пыли, песка, аэрозолей;

КУ-2

-

для защиты от проникания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей;

КУ-3

-

для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации и ограничения проникания водяных паров и газов;

КУ-4

-

для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг  воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации, водяных паров и газов (герметичная упаковка).


Каждая предыдущая категория упаковки является облегченной по сравнению с последующей.

Варианты внутренней упаковки должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов в зависимости от категории упаковки каждого изделия, сроков защиты, условий хранения и транспортирования, применяемых средств противокоррозионной защиты.

Примечание. Защиту изделий без упаковки или частичную защиту изделий по п.1.3, а также упаковку, обеспечивающую меньшую степень защиты, чем упаковка категории КУ-1, следует обозначать КУ-0.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Условия хранения - по ГОСТ 15150.

2.4. Условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по ГОСТ 15150, а в части механических - по таблице.

Условия транспортирования и их обозначения

Характеристика условий транспортирования

Легкие (Л)

     Перевозки железнодорожным транспортом без перегрузок

     Перевозки автомобильным транспортом без перегрузок: по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч

  

     Перевозки различными видами транспорта:

     воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более 2

Средние (С)

      

     Перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более 4:

     по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние от 200 до 1000 км;

     по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч

  

     Перевозки различными видами транспорта:

     воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок не более 4 или к настоящим условиям транспортирования

  

     Перевозки водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более 4

Жесткие (Ж)

     Перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок:

     по дорогам с асфальтовым покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние свыше 1000 км;

     по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние свыше 250 км со скоростью до 40 км/ч или на расстояние до 250 км с большей скоростью, которую допускает транспортное средство

  

     Перевозки различными видами транспорта:

     воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более 4 или к настоящим условиям транспортирования;

      водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С, с любым числом перегрузок

  

     Перевозки, включающие транспортирование морем


Примечание. К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.

Дополнительные требования к условиям транспортирования устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов, при условии обеспечения сохраняемости.



2.5. Вид и тип транспортной тары устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов в зависимости от массы, габаритных размеров изделий, условий транспортирования и хранения и требований к защите.

При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить:

без упаковки;

с защитой отдельных частей изделий;

с применением тары и вспомогательных упаковочных средств в соответствии с приложением 2.

2.6. Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, в зависимости от требований к защите изделий допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида.

2.7. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д.

2.4-2.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8. В зависимости от конструктивных особенностей изделий упаковка должна содержать средства амортизации или крепления изделий в таре при помощи прокладок из гофрированного картона, губчатой резины, пенопласта, спиральных пружин, войлока и т.д.

2.9. Размеры тары - по ГОСТ 21140.