ГОСТ 31248-2004
(ИСО 10056:2001)
Группа Т34
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Вибрация
ИЗМЕРЕНИЕ И АНАЛИЗ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ
НА ПАССАЖИРОВ И БРИГАДУ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Vibration. Measurement and analysis of whole-body vibration
to which passengers and crew are exposed in railway vehicles
МКС 13.160
45.060.01
Дата введения 2008-07-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 26 от 8 декабря 2004 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Армстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 10056:2001 "Вибрация - Измерение и анализ общей вибрации, воздействующей на пассажиров и бригаду рельсового транспортного средства" (ISO 10056:2001 "Mechanical vibration - Measurement and analysis of whole-body vibration to which passengers and crew are exposed in railway vehicles") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.
Степень соответствия - модифицированная (MOD)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2007 г. N 355-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31248-2004 (ИСО 10056:2001) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2008 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Введение
Настоящий стандарт устанавливает метод измерения и анализа вибрации внутри рельсовых транспортных средств с учетом специфики транспорта данного вида.
По сравнению с примененным международным стандартом ИСО 10056:2001 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения:
- добавлена ссылка на ГОСТ 12.1.012-2004, чтобы показать место стандарта в комплексе стандартов в области вибрационной безопасности;
- из подраздела 6.3 исключено математическое определение полигона кумулятивных частот;
- библиография приведена в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5-2001.
Настоящий стандарт устанавливает метод измерения и анализа вибрации рельсовых транспортных средств в процессе полевых испытаний. Данный метод не предназначен для оценки воздействия вибрации на человека (это предмет рассмотрения ГОСТ 31191.1 и - в отношении рельсовых транспортных средств - ГОСТ 31191.4), но может быть использован для определения вибрационной характеристики рельсового транспортного средства по ГОСТ 12.1.012.
Настоящий стандарт распространяется на общую вибрацию - периодическую, случайную и переходные процессы - в диапазоне частот 0,5-80 Гц, которая воздействует на сидящего или стоящего человека.
Настоящий стандарт не распространяется на локальную вибрацию, а также на низкочастотные поперечные, вертикальные или угловые колебания, способные вызывать болезнь движения.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ИСО 5348-2002 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров (ИСО 5348:1998, IDT)
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения (ИСО 2041:1990, NEQ)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24346, ГОСТ 12.1.012, ГОСТ ИСО 8041 и ГОСТ 31191.1.
В настоящем стандарте применены следующие условные обозначения и сокращения:
- среднеквадратичное значение виброускорения (далее - ускорение), м/с; | |
- мгновенное значение ускорения, м/с; | |
- интервал класса распределения ускорения, м/с; | |
- точка измерения ускорения на спинке сиденья; | |
- частота, Гц; | |
БПФ | - быстрое преобразование Фурье; |
- гистограмма распределения среднеквадратичного значения ускорения; | |
полигон кумулятивных частот распределения среднеквадратичного значения ускорения*; |
________________
* Полигон кумулятивных частот также называют выборочной функцией распределения.
- номер класса распределения ускорения; | |
- частота класса распределения ускорения; | |
- общее число измерений; | |
- число выборочных значений в одном блоке данных; | |
- число блоков данных; | |
- точка измерения ускорения на полу (платформе); | |
СПМ | - спектральная плотность мощности; |
- точка измерения ускорения на подушке сиденья; | |
- время, с; | |
- интервал дискретизации, с; | |
- преобразование Фурье сигнала ускорения; | |
- длительность одного блока данных, с. |
В настоящем стандарте использованы следующие подстрочные индексы:
- направление измерения вибрации в точке ; может принимать значения , и (рисунок 1); | |
- номер блока данных; | |
- индекс, показывающий, что параметр вибрации рассчитан на основе корректированного сигнала; | |
- положение точки измерения ускорения; может принимать значения: - платформа или пол, - подушка сиденья, - спинка сиденья. |
а) Направления основных осей базицентрической системы координат | b) Оси базицентрической системы координат для стоящего человека |