(с изменениями на 16 июня 2010 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631;
утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 46 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 26, 28.06.2010);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2010 года N 67 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 26.07.2010) (вступило в силу с 12 июля 2010 года).
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295),
постановляю:
Ввести в действие с 30 июня 2003 года "Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1336-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 мая 2003 года.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2003 года,
регистрационный N 4671
Дата введения: 30 июня 2003 года
Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.1336-03
(с изменениями на 16 июня 2010 года)
В документе учтены:
Изменения и дополнения N 1 от 30 апреля 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 46);
Изменения и дополнения N 2 от 16 июня 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2010 года N 67) (вступило в силу с 12 июля 2010 года).
____________________________________________________________________
I. Область применения
1.1. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 года, зарегистрированного Минюстом России 10 ноября 2000 года, регистрационный N 2447.
1.2. Настоящие Санитарные правила распространяются на вновь проектируемые и модернизируемые локомотивы и специальный подвижной состав для российских железных дорог.
2.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, занятых проектированием, изготовлением, модернизацией подвижного состава железнодорожного транспорта.
2.2. Проектная документация на изготовление новых образцов подвижного состава, а также на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке.
2.3. Для продукции, отделочных и конструкционных материалов, используемых при строительстве подвижного состава, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах Госсанэпиднадзора согласно области их аккредитации.
2.4. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
3.1. Общие положения.
3.1.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов, предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ и нормативные параметры микроклимата и систем его обеспечения, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда обслуживающего персонала (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
3.1.2. Оценка локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава производится путем сопоставления полученных в результате испытаний данных с приведенными санитарными нормами.
3.2. Требования к параметрам микроклимата и воздушной среды, искусственному освещению, уровням шума, вибрации и электромагнитных излучений.
3.2.1. Кабины управления, служебные и бытовые помещения (далее - помещения) локомотивов и специального подвижного состава (СПС) должны иметь устройства для естественной вентиляции (окна, люки).
3.2.2. Значения параметров микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны (при закрытых окнах и дверях) соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 1, 2, 3 (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
3.2.3. Помещения локомотивов и СПС должны оборудоваться установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, подогревом и охлаждением.
Системы обеспечения микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 4, 5, 6, 7.
Системы кондиционирования должны отвечать следующим требованиям:
система отопления должна иметь систему воздуховодов для подачи нагретого воздуха в зону ног, дверей (150 мм от уровня пола) и лобовых окон;
система отопления должна иметь плавное ручное и автоматическое регулирование температуры воздуха;
система охлаждения должна обеспечивать раздачу охлажденного воздуха с уровня потолка или 1500 мм от пола, а в подоконной зоне - на уровне 1200 мм. Охлажденный воздух не должен подаваться на голову сидящего человека. Система охлаждения должна использовать экологически чистый хладоагент;
при локальном охлаждении воздух необходимо подавать в зону лица и шеи оператора (машиниста) спереди, например, с потолка настильно на лобовые окна. В помещении для сна (в купе) воздух надо подавать в зону, где нет спальных мест, или в подоконную зону настильно на окно;
теплоизоляционные свойства внутренних ограждений помещений должны соответствовать требованиям, представленным в приложении 7.
При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев помещений локомотивов и СПС с обеспечением температуры в них не менее 5°С, а при длительном отстое в теплое время года - дежурное охлаждение с обеспечением температуры в помещениях не более 35°С (абзац дополнительно включен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года).
Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) помещений локомотивов и СПС до температуры, соответствующей нормативным значениям (приложения N 1, 2, 3) за время подготовки подвижного состава в рейс, определяемое условиями эксплуатации (абзац дополнительно включен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года).
3.2.4. Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 55°С.
3.2.5. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 45°С.
3.2.6. Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35°С.
3.2.7. Состояние воздушной среды помещений локомотивов и специального подвижного состава.
Оценка состояния воздушной среды помещений ведется по содержанию в воздухе продуктов неполного сгорания дизельного топлива и продуктов деструкции полимерных материалов в нормальных условиях.
При оценке уровня загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания дизельного топлива контроль ведется по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы.
Состояние воздушной среды в кабинах локомотивов, кабинах СПС, служебных помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Состояние воздушной среды в бытовых помещениях, в совмещенных служебных и бытовых помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.
Абзац исключен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года. - См. предыдущую редакцию.
Все примененные в конструкции и отделке помещений локомотивов и СПС неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
В помещениях локомотивов и СПС должно обеспечиваться избыточное давление (подпор) воздуха по отношению к атмосферному:
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;
- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью 160 км/ч и более - не менее 30 Па;
- для помещений специального подвижного состава - не менее 15 Па.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года. - См. предыдущую редакцию)
3.2.8. При проектировании искусственной освещенности помещений локомотивов и СПС необходимо руководствоваться требованиями настоящих санитарных правил (абзац в редакции Изменений и дополнений N 1 от 30 апреля 2010 года - см. предыдущую редакцию).
Искусственное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность помещений, пульта и органов управления, контрольно-измерительной аппаратуры, магистральных путей при движении, зоны производства работ с параллельно идущим путем и междупутьем, рабочих органов во время работы и ремонта.
Помещения должны оборудоваться системой освещения с напряжением переменного тока не выше 42 В, а постоянного тока не выше 110 В. Допускается использовать напряжение тока до 220 В.
В основных помещениях СПС (кабинах, дизельных помещениях, служебно-бытовых, салонах) должно предусматриваться рабочее и аварийное освещение.
Светильники или лампы аварийного освещения должны присоединяться к независимому источнику питания и переключаться на него автоматически при внезапном отключении рабочего освещения.
3.2.9. Светильники в кабинах и на постах управления должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от поверхностей световой поток от источников света не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении с рабочих мест в положении "сидя" и "стоя".
3.2.10. Рабочее освещение в кабинах управления должно быть выполнено с помощью светильников общего освещения (с лампами накаливания) и должно обеспечить освещенность на рабочих поверхностях пульта управления и приборов при включении режима:
"яркий свет" - не менее 20 лк, но не более 60 лк, при неравномерности освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) 2:1;
"тусклый свет" - от 10 до 15% освещения от фактического максимального ее значения в режиме "яркий свет".
Аварийное освещение должно быть не менее 3 лк.
3.2.11. В кабине управления светильники общего и аварийного освещения должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от поверхностей световой поток от источников света не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении поездом с рабочих мест в положении сидя и стоя.
Схема освещения в кабинах управления должна предусматривать возможность местного освещения места для графика движения на пульте управления на рабочем месте машиниста и помощника машиниста. Освещение должно быть выполнено лампами накаливания и обеспечивать освещенность в 10 лк, с плавной регулировкой до 1 лк.
Подсветка контрольно-измерительных и информационных приборов на пульте управления должно обеспечивать возможность плавной регулировки.
Отношение наибольшего значения освещенности к наименьшему в пределах зоны пульта управления, исключая шкалы приборов, не должно превышать 5:1.
(Пункт в редакции Изменений и дополнений N 1 от 30 апреля 2010 года. - См. предыдущую редакцию)
3.2.12. Освещенность на поверхности пола проходов, тамбуров, дизельных помещений и др. производственных помещений должна быть не менее 5 лк. Освещенность в бытовых и служебных помещениях (на поверхности стола).