Пример практического применения
Анализ испытателями трех образцов из шести партий рыбы, хранившейся во льду в течение разных сроков, дал результаты, приведенные в таблице В.1. Используется десятибалльная система для оценки индивидуальных результатов и выведения среднего балла.
Таблица, анализирующая колебания, строится аналогично таблице В.2.
Общий анализ колебания проводится, как показано в таблице В.3.
Таблица В.1 - Результаты испытателей
Образец | Испытатель | Среднее | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Баллы | Средний | Баллы | Средний | Баллы | Средний | Баллы | Средний | ||
1 | 8 | 8,3 | 5 | 7,3 | 6 | 6,0 | 9 | 8,3 | 7,50 |
8 | 8 | 7 | 8 | ||||||
9 | 9 | 5 | 8 | ||||||
2 | 6 | 7,0 | 6 | 5,7 | 5 | 5,3 | 7 | 6,7 | 6,17 |
8 | 7 | 4 | 7 | ||||||
7 | 4 | 7 | 6 | ||||||
3 | 4 | 4,7 | 5 | 3,3 | 4 | 4,0 | 5 | 5,0 | 4,25 |
5 | 2 | 3 | 5 | ||||||
5 | 3 | 5 | 5 | ||||||
4 | 6 | 5,7 | 6 | 5,3 | 4 | 3,3 | 6 | 5,3 | 4,92 |
6 | 4 | 2 | 5 | ||||||
5 | 6 | 4 | 5 | ||||||
5 | 4 | 4,0 | 3 | 3,0 | 4 | 4,3 | 4 | 4,3 | 3,92 |
5 | 2 | 4 | 5 | ||||||
3 | 4 | 5 | 4 | ||||||
6 | 5 | 5,7 | 4 | 4,3 | 5 | 5,0 | 7 | 6,3 | 5,33 |
6 | 2 | 4 | 5 | ||||||
6 | 7 | 6 | 7 | ||||||
Среднее | 5,89 | 4,83 | 4,67 | 6,00 | 5,35 |
Таблица В.2 - Анализ колебаний (данные не объединены)
Источник колебаний | Уровень свободы, | Испытатель | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Между образцами | 5 | 7,42 | 13,36 | 7,83 | 2,66 | 2,80 | 2,40 | 6,13 | 13,80 |
Разность | 12 | 0,56 | 2,94 | 1,17 | 0,44 | ||||
- | Стандартное отклонение | 0,75 | - | 1,71 | - | 1,08 | - | 0,67 | |
Существенно при уровне =0,001. |
Таблица В.3 - Анализ колебаний (данные объединены)
Источник колебаний | Уровень свободы, | Сумма квадратов, | Средний квадрат, | |
Между испытателями | 3 | 26,04 | 8,68 | 6,79 |
Между образцами | 5 | 104,90 | 20,98 | 16,42 |
Испытатель/образец | 15 | 16,04 | 1,07 | 0,84 |
Разность | 48 | 61,33 | 1,28 | - |
Итого | 71 | 208,31 | - | - |
Существенно при уровне =0,001. |
На основе этих данных можно сделать вывод, что испытатели 1 и 4, у которых низкие остаточные отклонения и статистически значимые различия между образцами, подходят для работы в комиссии. Испытатель 2, у которого очень высокий показатель остаточного отклонения и практически нет значимых различий между образцами, не может участвовать в работе комиссии. Следует также отклонить кандидатуру испытателя 3, у которого нет существенных различий между образцами.
Различия между испытателями значительны: можно видеть, что испытатели 2 и 3 получают меньше баллов, чем испытатели 1 и 4. С другой стороны, показатели в графе "Испытатель/образец" незначительны, и нельзя сделать вывод, что у испытателей возникли разногласия при ранжировании образцов.