Набор кандидатов - важный начальный этап формирования панели отобранных испытателей.
4.1 Принцип
Набрать кандидатов и отобрать наиболее подходящих к обучению на отобранных испытателей.
4.2 Набор кандидатов
При наборе кандидатов в комиссию по проведению органолептического анализа ставятся следующие три вопроса:
- где найти кандидатов для формирования панели?
- какое количество кандидатов необходимо отобрать?
- как нужно отбирать кандидатов?
4.2.1 Методы набора кандидатов
Для организаций существуют следующие способы набора кандидатов:
- из числа сотрудников организации с привлечением отдела кадров (внутренний набор);
- "со стороны" (внешний набор);
- из числа сотрудников организации с привлечением отдела кадров и набор кандидатов "со стороны" (смешанный набор).
4.2.1.1 Внутренний набор
Кандидатов набирают из числа сотрудников организации, производственного отдела или лаборатории. Следует исключить из числа кандидатов тех, кто лично заинтересован в оцениваемых продуктах, особенно на производственном или коммерческом уровне, так как их участие может привести к необъективным результатам.
При этом способе набора кандидатов принципиально важно, чтобы руководство организации обеспечивало поддержку кандидатов и доводило до сведения каждого сотрудника, что органолептический анализ является необходимой частью работы. Это необходимо делать перед началом набора.
4.2.1.2 Внешний набор
Набор осуществляется за пределами организации. В этом случае наиболее часто используют следующие методы набора:
- привлечение кандидатов с помощью объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, специализированных изданиях, бесплатных газетах и т.д. (в этом случае откликнутся самые разные люди);
- рассылка запросов в другие организации, которые могут предоставить фамилии и адреса заинтересованных лиц;
- внутренние "досье потребителей", составленные в ходе рекламных кампаний или на основе полученных жалоб от потребителей;
- привлечение людей, посещающих организацию;
- личные знакомства.
4.2.1.3 Смешанная комиссия
Смешанную комиссию можно сформировать из сотрудников организации и кандидатов "со стороны". Их соотношение может быть в различных пропорциях.
4.2.2 Достоинства и недостатки внутреннего и внешнего набора
4.2.2.1 Внутренний набор
4.2.2.1.1 Достоинства