5.1 Основной принцип
Обучение необходимо для того, чтобы дать испытателям основные знания о процедурах, проводимых в ходе органолептического анализа, и развить их способность определять, распознавать и описывать раздражители, а также для того, чтобы научить испытателей проводить экспертизу таким образом, чтобы свободно владеть данными методами применительно к конкретным продуктам.
5.2 Общие положения
Количество испытателей, проходящих подготовку, должно быть в 1,5-2 раза больше, чем требуется для окончательного формирования комиссии. Для обеспечения правильного подхода к органолептическому анализу все обучение следует проводить в соответствующей обстановке. Важно провести обучение испытателей по основным вопросам о продуктах, которые они будут оценивать, например, дать им информацию о процессе производства или организовав экскурсии на предприятия.
Испытателям следует объяснить, что они должны быть всегда объективны и пренебрегать своими пристрастиями или неприятием, за исключением тестов на предпочтение.
Результаты тестирования следует обсудить, испытателям нужно предоставить возможность еще раз оценить образцы и проверить свои ответы в случае, если имеются сомнения.
Испытателям следует объяснить, чтобы они не использовали ароматизированную косметику до или во время проведения тестов. Кроме того, следует воздержаться от курения или контакта с курильщиками или сильными вкусами и запахами по крайней мере за 60 мин до теста. Используемое мыло не должно оставлять запаха на руках.
Необходимо обратить внимание испытателей на то, что, если они принесут посторонний запах в помещение, где проводятся тесты, результаты могут быть искажены.
5.3 Процедура оценки
В начале любого тренинга испытателей следует научить правильно обращаться с образцами. При проведении всех тестов, прежде чем приступать к выполнению заданий, нужно внимательно прочитать инструкцию и в дальнейшем строго ее придерживаться. Все образцы должны иметь определенную температуру, за исключением тех случаев, когда испытателей просят сосредоточиться на каких-то особых свойствах. Характеристики продуктов должны исследоваться в следующем порядке:
- цвет и внешний вид;
- запах;
- текстура;
- вкус (сочетание обонятельного и вкусового ощущения);
- послевкусовые ощущения.
Испытателям следует объяснить, что при определении запаха лучше делать короткие, а не длинные вдохи и не нужно вдыхать запах много раз, чтобы не притупить свои ощущения.
При тестировании жидких и твердых продуктов следует заранее указать испытателям размер образца (для пробы на вкус), примерное время, в течение которого следует держать образец во рту, количество жевательных движений и следует ли проглатывать образец или нет. Нужно также обсудить проблему притупления вкуса, преимущества полоскания рта и стандартные интервалы между тестированием разных образцов. Чтобы все испытатели проводили тесты одинаково, необходимо достигнуть договоренности относительно правил проведения процедуры, для этого следует четко их сформулировать. Интервалы между тестированием различных образцов должны обеспечивать восстановление остроты восприятия, но не должны быть слишком длинными, чтобы испытатели не потеряли способности сравнивать и различать образцы.
5.4 Подготовка по определению и распознаванию вкусов и запахов
Тест на обнаружение одинаковых веществ, парное сравнение, методы треугольника и дуо-трио в соответствии с ISO 6658 и специальные стандарты следует использовать для демонстрации вкусовых ощущений при высокой и низкой концентрации и для того, чтобы научить испытателей правильно распознавать и описывать их (см. [1]). Тесты на идентификацию следует использовать для развития чувствительности испытателей к запахам (см. [2]). Сначала раздражители следует предоставлять в качестве водных растворов соответствующих веществ, но по мере приобретения испытателями опыта можно перейти к тестированию реальных продуктов и напитков.
Искажение внешнего вида образца (например, с помощью цветного освещения) особенно полезно для того, чтобы подчеркнуть необходимость быть объективным при попытке определить различия в других характеристиках.
Образцы, используемые в ходе обучения и тестирования, должны быть типичными для своего вида и должны отражать обычный ассортимент рынка.
Образцы должны быть представлены в тех количествах и при той температуре, которые им обычно свойственны в продаже или использовании.
Исключения допустимы, если нужно продемонстрировать отличное качество, недостатки или неудовлетворительное состояние.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы восприятие не притуплялось в результате тестирования большого количества образцов.
В таблице 6 приведены примеры веществ, которые можно использовать на данном этапе обучения. Если возможно, следует выбрать раздражители, связанные с теми продуктами, которые планируется подвергнуть анализу.
Таблица 6 - Примеры веществ, которые можно использовать при подготовке к определению и распознаванию
N | Рекомендуемые вещества |
1 | Вещества в таблице 1 |
2 | Продукты в таблице 3 |
3 | Сахарин (100 мг/л) |
4 | Сульфат квинина (0,20 г/л) |
5 | Грейпфрутовый сок |
6 | Яблочный сок |
7 | Сливовый сок |
8 | Холодный чай |
9 | Сахароза (10 г/л; 5 г/л; 1 г/л; 0,1 г/л) |
10 | Гексанол (15 мг/л) |
11 | Бензилацетат (10 мг/л) |
12 | Пункты 4-7 с различным содержанием сахарозы (см. раздел 9) |
13 | Винная кислота (0,3 г/л) плюс гексанол (30 мг/л); винная кислота (0,7 г/л) плюс гексанол (15 мг/л) |
14 | Желтый напиток с апельсиновым вкусом; оранжевый напиток с апельсиновым вкусом; желтый напиток с лимонным вкусом |
15 | Последовательно: кофеин (0,8 г/л), винная кислота (0,4 г/л) и сахароза (5 г/л) |
16 | Последовательно: кофеин (0,8 г/л), сахароза (5 г/л), кофеин (1,6 г/л), и сахароза (1,5 г/л) |