Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54003-2010

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

ОЦЕНКА ПРОШЛОГО НАКОПЛЕННОГО В МЕСТАХ ДИСЛОКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА

Общие положения

Ecological management. Evaluation of the past ecological damage accumulated in places of arrangement of organizations. General principles



ОКС 01.110

         13.030

Дата введения 2011-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью ООО "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 594-ст

4 В настоящем стандарте учтены требования Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (с изменениями) и Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2019 г.

7 Настоящий стандарт разработан на основе результатов "Исследований Всемирного Банка по оценке прошлого экологического ущерба в Российской Федерации", проведенных в 2005-2006 гг.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Реализация мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая государственную поддержку проведения работ по сокращению накопленного экологического ущерба, была в 2005 г. отнесена к числу важнейших задач государственной экологической политики [1].

Проблема обнаружения и устранения накопленного в прошлом экологического ущерба (ПЭУ) стоит на повестке дня в России и за рубежом уже длительное время, однако до настоящего времени на государственном уровне отсутствуют способы решения этой проблемы. В то же время в течение двух последних десятилетий проблемы ПЭУ резко возросли в связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных предприятий, военных и других опасных объектов.

Загрязненные в прошлом территории стали фактором сдерживания экономического роста, причиной снижения экологических рейтингов территорий и, как следствие, барьером для иностранных и отечественных инвестиций. Кроме того, ПЭУ представляет значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них.

Главная цель исследований, инициированных в 2005 г. Московским отделением Всемирного банка при поддержке Минэкономразвития России, Минприроды России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Комитета по экологии Госдумы РФ, заключалась в общей оценке масштабов проблемы ПЭУ в России и выработке общих рекомендаций для разработчиков перспективной государственной политики по практическим способам ликвидации загрязнений, накопленных в окружающей среде в местах бывшей дислокации организаций, путем применения конкретных региональных первоочередных мер с учетом международного опыта.

Проведенные в 2005-2006 гг. исследования выявили важность и значительность масштабов проблемы ПЭУ в России, что было подтверждено результатами анкетного опроса специалистов природоохранных органов в регионах, представителей бизнеса, неправительственных организаций, а также результатами региональных исследований, проведенных в двух субъектах Российской Федерации: Кемеровской и Томской областях.

Вместе с тем были выявлены следующие основные факторы, сдерживающие решение проблемы ПЭУ в России:

- недостаток информации о негативном воздействии территорий, на которых накоплен ПЭУ, на здоровье населения, и, как следствие, отсутствие влияния со стороны населения неблагополучных регионов на местные органы исполнительной власти;

- недостаток необходимой законодательной базы, в том числе отсутствие технического регулирования, а также национальных стандартов, стандартов организаций для комплексного решения проблемы ПЭУ;

- административно-правовая неопределенность в распределении ответственности за оценку масштабов и ликвидацию ПЭУ на загрязненных территориях;

- отсутствие системы регистрации и учета территорий и объектов ПЭУ, административных и методологических инструментов для оценки и установления приоритетности проведения работ по оценке и ликвидации ПЭУ;

- отсутствие финансовых механизмов инвестирования для ликвидации или частичного уменьшения влияния ПЭУ на загрязненные территории.

В результате проведенных исследований специалисты Московского филиала Всемирного банка при участии представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, бизнеса и неправительственных организаций сформировали на заключительном семинаре следующий перечень "Возможных первоочередных мероприятий по решению проблемы ПЭУ в России" (29 июня 2006 г.):

"1 значительная доля нанесенного экологического ущерба относится к периоду, когда собственником объектов являлось государство, однако при приватизации проблемы ПЭУ не учитывались;

2 без радикального и всестороннего вмешательства со стороны государства проблема ПЭУ (и связанные с ней проблемы обеспечения экологической безопасности России) не решится сама собой, а с течением времени ее негативные социально-экономические последствия будут только возрастать;

3 возложение всей полноты ответственности за ликвидацию ПЭУ на бизнес не оправдано, поскольку это может привести к значительным экономическим потерям и росту социальной напряженности в регионах;

4 для бизнеса движущий стимул в ликвидации ПЭУ заключается в укреплении собственного имиджа компании (экологические рейтинги компаний) и увеличении инвестиционной привлекательности осваиваемых вновь территорий;

5 несмотря на наличие административно-правовой неопределенности в решении проблем ПЭУ на федеральном уровне, возрастает интерес (политическая воля) к решению этих проблем со стороны региональных и муниципальных администраций, силами и средствами которых ведется поиск рациональных решений, обеспечивающих экологическую безопасность и экономическое благополучие, включая соблюдение интересов развивающегося в регионах бизнеса;

6 региональным органам власти может быть полезна юридическая и методическая помощь в части экономической и экологической оценки и менеджмента проблем ПЭУ. В связи с этим для отработки практических рекомендаций и необходимых методик будет полезным развитие пилотных проектов в регионах, а также создание нормативно-технических документов с учетом четырех обязательных для обеспечения устойчивости любой деятельности блоков аспектных стратегий (производственно-технологических, целеэкологических, социально-организационных и ресурсо-экономических);

7 проблема ликвидации ПЭУ примыкает к трем национальным проектам ("Здоровье", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК"), в связи с чем требуется юридическая проработка возможностей региональных органов власти в реализации мероприятий по ликвидации ПЭУ;

8 необходимо в составе разрабатываемых проектов технических регламентов в сферах обеспечения безопасности в строительстве, добыче полезных ископаемых, материалообрабатывающих отраслей производства учитывать необходимость поэтапной ликвидации ПЭУ".

По итогам обсуждения на семинаре его участники рекомендовали довести результаты исследований и выработанные рекомендации до сведения Минэкономразвития России, Минприроды России, Ростехнадзора, а также до администраций регионов (через Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и региональных природоохранных надзорных органов.

В свою очередь согласно Протоколу [2] "Совет Безопасности Российской Федерации отмечает, что обеспечение экологической безопасности является одной из приоритетных задач государства". В связи с этим Совет Безопасности Российской Федерации решил:

"Правительству Российской Федерации (Зубков В.А.) в I квартале 2008 г. разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации, в том числе предусмотрев совершенствование правовых и инвестиционных механизмов возмещения экологического ущерба, а также реализацию мероприятий по устранению последствий экологического вреда, нанесенного ранее (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности, ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду".

Руководствуясь этими документами, Ростехрегулирование совместно с Техническим комитетом по стандартизации 20 "Экологический менеджмент и экономика" предприняли в 2008 г. усилия по включению разработки проекта настоящего стандарта в ПНС-2008 с окончанием работы в 2010 г.

В настоящем стандарте учтены требования и положения, установленные в соответствующих нормативно-правовых и нормативно-методических документах, а также в национальных стандартах Российской Федерации.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Экологический менеджмент" и является первым в России основополагающим техническим руководством для регионов в сфере стандартизации проблем, связанных с ликвидацией ПЭУ.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие положения, относящиеся к аспектам оценки экологического вреда, нанесенного в прошлом территориям (участкам) в местах дислокации организаций в виде повреждения и/или уничтожения почв и земель в результате хозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт распространяется на загрязненные территории (участки), поверхностные и/или грунтовые воды, которым в прошлом был нанесен экологический ущерб, явившийся результатом хозяйственной деятельности промышленных, сельскохозяйственных предприятий, бывших оборонных объектов, коммунальных служб, разработки природных ресурсов, и способный оказывать негативное воздействие на окружающую среду вблизи этих территорий (участков).

Настоящий стандарт не распространяется на территории (участки), зараженные в прошлом биологическими и радиоактивными веществами.

Положения настоящего стандарта следует использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности при ликвидации отходов и сбросов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 17.4.2.01 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

ГОСТ 17.4.2.03 Охрана природы. Почвы. Паспорт почв

ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 17.4.3.03 Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ

ГОСТ 17.4.3.06 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ

ГОСТ 17.4.4.02 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа

ГОСТ 17.5.1.01 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

ГОСТ 17.5.1.02 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации

ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель

ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

ГОСТ 17.5.3.06 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 17.8.1.01 Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14015-2007 Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций

ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода. I-IV классов опасности. Основные требования

ГОСТ Р МЭК 61160 Менеджмент риска. Формальный анализ проекта

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 51897, ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 17.5.1.01, ГОСТ 17.8.1.01, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 оценка воздействия на окружающую среду: Процедура, в рамках которой оценивают возможные прямые, косвенные и иные последствия планируемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья человека; учитывают мнение субъектов об экологической информации; а также разрабатывают меры по предотвращению возможных негативных последствий (уничтожение, деградация, повреждение и истощение естественных экологических систем и природных ресурсов) такой деятельности.

3.2 экологическая оценка: Процесс, включающий в себя систематический анализ и оценку экологических последствий планируемой хозяйственной деятельности, консультации с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций при планировании, проектировании и утверждении порядка осуществления хозяйственной деятельности.

3.3 воздействие на окружающую среду: Единовременный, периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются негативные изменения окружающей среды.

3.4 изменение окружающей среды: Обратимые или необратимые изменения состояния природных объектов и комплексов, возникающие в результате негативного воздействия на них.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs