ГОСТ Р ИСО 14015-2007
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАСТКОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Environmental management. Environmental assessment of sites and organizations regulations
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2010-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом ИНТЕРЭКОМС на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 426-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14015:2001 "Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций" (ISO 14015:2001 "Environmental management. Environmental assessment of sites and organizations")
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Организации любых форм собственности чрезвычайно заинтересованы в знании экологических проблем, связанных с участками, на которых расположены организации, и их деятельностью, а также с возможным приобретением какого-либо участка или организации. Исследования данных проблем и связанных с ними последствий для бизнеса могут быть проведены путем экологической оценки участков и организаций (далее - ЭОУО). Такая оценка может быть проведена как отдельная операция по приобретению участка или лишению прав на имущество несостоятельного должника или может быть составной частью широкого процесса оценки бизнеса, часто называемого "соответствующее внимательное отношение".
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к проведению ЭОУО и является основой для гармонизации используемой терминологии и для структурированного, согласованного, прозрачного и объективного подхода к проведению экологических оценок. Положения настоящего стандарта могут быть использованы любыми организациями, включая малые и средние предприятия, работающие в любом месте на планете. Положения настоящего стандарта могут быть использованы организацией при проведении как собственной, так и внешней оценки, а также с привлечением или без привлечения третьей стороны. Ожидается, что пользователями данного стандарта будут представители промышленности, прошлые, настоящие или возможные пользователи определенных участков и организаций, имеющие финансовые интересы в промышленности или в площадках (например, банки, страховые компании, инвесторы и собственники площадок).
Информация, используемая в процессе проведения ЭОУО, может быть получена из таких источников, как результаты аудитов системы экологического менеджмента, аудитов соответствия регламентам, оценки экологических воздействий и экологических характеристик или исследований участков. Некоторые из этих оценок или исследований могут быть проведены с использованием других стандартов ИСО соответствующей тематики (например, ИСО 14001, ИСО 14011 или ИСО 14031).
Заключения ЭОУО должны подтверждаться объективными данными. При отсутствии подтвержденной информации эксперты ЭОУО должны получить юридическое заключение об оценке имеющейся экологической информации.
Настоящий стандарт не устанавливает руководства по проведению исследований или восстановлению участков, которые по требованию клиента проводят по другим стандартам или с использованием других процедур.
Настоящий стандарт устанавливает руководство по проведению ЭОУО в процессе идентификации экологических аспектов и экологических выводов и обеспечивает определение их последствий для бизнеса.
Настоящий стандарт также устанавливает роли и обязанности участников оценки (клиентов, экспертов и представителей объектов экологической оценки), этапы процесса оценки (планирование, сбор и подтверждение информации, а также оценку и подтверждение информации). Процесс проведения ЭОУО изображен на рисунке 1.
Примечание - Цифры в скобках обозначают разделы, подразделы и пункты настоящего стандарта. Пунктирные линии указывают, что объект экологической оценки не обязательно включается в ЭОУО, как описано в настоящем стандарте.
Рисунок 1 - Процесс проведения ЭОУО
Настоящий стандарт не распространяется на проведение других видов экологической оценки, таких как:
a) первичная экологическая проверка;
b) экологический аудит (включая проведение мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды, аудиты соответствия регламентам);
c) оценки экологических воздействий или
d) оценки экологических характеристик.
Настоящий стандарт также не распространяется на проведение интрузивных исследований и восстановление участков.
Настоящий стандарт не может быть применен с целью сертификации и регистрации или установления требований для разработки мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 объект экологической оценки (assessee): Участок или организация, подлежащие экологической оценке.
2.2 эксперт (assessor): Компетентный специалист, имеющий полномочия для проведения или принимающий участие в экологической оценке.
Примечание - Экспертом может быть как сотрудник, так и внешнее лицо, приглашенное организацией, являющейся объектом экологической оценки. Может потребоваться привлечение более одного эксперта для обеспечения адекватной оценки соответствующих объектов, например при необходимости проведения специальной оценки.
2.3 последствие для бизнеса (business consequence): Действительное или возможное воздействие (финансовое или иное, положительное или отрицательное, количественное или качественное) на организацию идентифицированных и оцененных экологических проблем.
2.4 клиент (client): Организация, предоставляющая запрос на проведение оценки.
Пример - Собственник участка, объект экологической оценки или любая другая сторона.
2.5 окружающая среда (environment): Внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимоотношения.
Примечание - В настоящем стандарте термин окружающая среда распространяется как на среду внутри организации, так и на окружающую среду.
2.6 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
Примечание - Экологический аспект может относиться к прошлой, настоящей и будущей деятельности организации, выпускаемой ею продукции и предоставлению каких-либо услуг.
2.7 экологическая оценка участков и организаций, ЭОУО, (environmental assessment of sites and organizations): Процесс объективной идентификации экологических аспектов, экологических проблем и определения последствий для бизнеса, коммерческой деятельности, как результат прошлой, настоящей и ожидаемой деятельности.
Примечание - Определение последствий для коммерческой деятельности организации не является обязательным и выполняется по усмотрению клиента.
2.8 экологическое воздействие (environmental impact): Любое изменение окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологической деятельности организации.
2.9 экологическая проблема (environmental issue): Проблема, для которой проверенная и подтвержденная информация об экологических аспектах не соответствует критериям, которая может привести к появлению финансовых обязательств или выгод, воздействиям на общественный образ клиента или объекта экологической оценки или к другим издержкам.
2.10 система экологического менеджмента (environmental management system): Часть системы менеджмента организации, предназначенная для разработки и внедрения экологической политики и менеджмента ее экологических аспектов.
Примечание 1 - Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики, целей и достижения этих целей.
Примечание 2 - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы.
2.11 интрузивное исследование (intrusive investigation): Отбор пробы или проведение испытания с помощью специальных инструментов и/или путем физического воздействия.
2.12 организация (organization): Компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть или объединение, официально учрежденные или нет, государственные или частные, которые выполняют свои функции и имеют свое руководство.
Примечание - В организации, в состав которой входит более одного функционального подразделения, каждое из подразделений может быть определено как организация.
2.13 представитель объекта экологической оценки (representative of the assessee): Лицо, уполномоченное на представление объекта экологической оценки.
2.14 участок (площадка) (site): Место с установленными географическими границами, на котором осуществляется деятельность организации.
Примечание - Географические границы могут проходить по земле и воде и включать в себя находящиеся над/под ними природные или искусственные структуры.
2.15 валидация (подтверждение) (validation): Деятельность, по результатам которой эксперт определяет, что полученная информация точна, надежна, достаточна и соответствует целям оценки.
В обязанности и деятельность клиента входит следующее:
a) определение необходимости оценки;
b) определение целей оценки;
c) определение области применения и критериев оценки, при необходимости - с привлечением эксперта;
d) выбор эксперта(ов);
e) предоставление инструкций экспертам;
f) определение того, какие из частей оценки (планирование, сбор и валидация информации, конечная оценка и представление отчета) могут быть выполнены экспертом, а за какие должен нести ответственность клиент, что может потребовать привлечения для идентификации и координации других экспертов;
g) идентификация и установление приоритетных областей оценки, при необходимости;
h) контакт с представителем объекта экологической оценки, если это необходимо для обеспечения полной кооперации и начала процесса;
i) одобрение плана операции;
j) наделение соответствующими полномочиями эксперта(ов) и обеспечение ресурсами, необходимыми для проведения оценки;
k) обеспечение эксперта информацией, необходимой для принятия обязательств относительно проведения оценки и
I) получение и распространение результатов оценки.
До любого предоставления информации о результатах оценки третьей стороне клиент должен решить, необходимо ли информировать представителя объекта экологической оценки.
В обязанности представителя объекта экологической оценки входит следующее:
a) обеспечение доступа экспертов и других участников оценки информацией, соответствующей целям оценки;
b) информирование соответствующих сотрудников организации и других участников относительно процесса оценки;
c) обеспечение или содействие в обеспечении участия персонала для проведения опросов;
d) обеспечение содействия персонала в процессе оценки, по просьбе эксперта, и
e) обеспечение безопасности рабочей среды для эксперта.
По усмотрению клиента представитель объекта может принимать участие в определении области применения оценки и плана оценки и получать результаты оценки.