Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 53691-2009

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение. Обращение с отходами

ПАСПОРТ ОТХОДА I-IV КЛАССА ОПАСНОСТИ

Основные требования

Resources saving. Waste treatment. Certificate of waste I-IV class of hazard. Basic requirement



ОКС 01.110

         13.030

Дата введения 2011-01-01

     

Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 Настоящий стандарт гармонизирован с Базельской конвенцией "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", Резолюцией ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации"* и с требованиями Агентства по защите окружающей среды США (ЕРА) по заполнению "Манифеста опасности отходов ЕРА по форме 8700-22"*.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)         

Введение


В 90-е гг. усилиями специалистов Технического комитета по стандартизации N 349 "Вторичные материальные ресурсы" был разработан комплекс из 13 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) комплекса "Ресурсосбережение". Важнейший из всех в экологическом смысле ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования", хотя и не был лишен недостатков, как показала практика его применения, способствовал установлению единообразного для стран СНГ понимания проблемы оценки класса токсичности отхода, а также суммарной его опасности. Однако в терминологическом и методологическом смыслах ГОСТ 30774 за восемь прошедших лет устарел и не учитывает ряда появившихся на международном уровне и в Российской Федерации нормативно-правовых и нормативных документов. Можно перечислить основные инновации, имеющие место в законодательной и нормативной сферах с 2001 г., когда был принят ГОСТ 30774:

- в декабре 1994 г. Россия ратифицировала Базельскую конвенцию "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" [1], положения которой были уточнены в 2002 г. [2];

- новые положения в развитие Резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], предусматривающие существование национального правового и нормативного регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности, вопросов определения степени опасности тех или иных отходов, а также национальной системы контроля за достоверностью определения опасных характеристик отходов, утверждены приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786;

- 26 октября 2000 г. было утверждено постановление Правительства Российской Федерации N 818 [3], в развитие которого был выпущен приказ МПР России "Об утверждении паспорта опасного отхода" [4]. И хотя в действующей форме паспорта нашли отражение не все положения пункта 1 постановления N 818 (в паспорте отсутствует информация о "происхождении, количестве, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания"), одностраничный "паспорт опасного отхода" свою позитивную роль играет и в настоящее время, хотя и название паспорта, и его содержание уточняются в связи с принятием N 309-ФЗ [16];

- "Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены приказом МПР России N 511 [5];

- положения Резолюции ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации", зарегистрированы Минюстом России 9 января 2003 г. [6];

- разработанный во исполнение пункта 1 постановления N 818 "Федеральный классификационный каталог отходов" был зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 4107 от 9 января 2003 г. [7], а дополнения к нему зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2003 г. [8];

- 16 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены Санитарные правила СП 2.11.7.1386-03* [9], содержащие требования по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления;

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 2.1.7.1386-03, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


- за последние восемь лет в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления на уровне нормативно-правовых документов большое внимание уделяется Директиве 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" [10], учитываемой при разработке технических регламентов. В нормативные документы внедряются требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" [11], Экологической доктрины Российской Федерации [12], Федерального закона "О техническом регулировании" [13], модельных законов "Об экологической безопасности" [14] и "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) [15].

Проблема достоверного определения класса опасности отхода решалась в Российской Федерации почти 20 лет и впервые нашла нормативное разрешение в ГОСТ 30774. Затем появились ведомственные документы [5, 9]. При этом необходимо учитывать, что градации классов опасности в документе [5], где установлены обозначаемые римскими цифрами пять классов опасности отходов для окружающей среды: I - смертельно опасные отходы, II - чрезвычайно опасные отходы, III - опасные отходы, IV - малоопасные отходы, V - безопасные отходы, отличаются от градаций документа [9], где установлены обозначаемые арабскими цифрами четыре следующих класса: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высоко опасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - мало опасные отходы по степени их воздействия на человека и окружающую среду. Фактически документ [5] устанавливает экологические классы опасности отходов, а документ [9] - гигиенические характеристики опасности отходов. Кроме того, действующие Санитарные правила [9], определяя класс опасности токсичных отходов, не учитывают других опасных свойств отхода: пожароопасности, взрывоопасности, высокой реакционной способности, содержания возбудителей инфекционных болезней. Имеет место расхождение некоторых исходных справочных данных и получаемых результатов расчета.

Следует также учитывать, что значения ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ в различных средах (в воде, в воздухе, на земле) в настоящее время уточняются и гармонизируются с международными подходами. Однако оба документа [5 и 9] уже получили достаточно широкое практическое применение в Российской Федерации, в связи с чем отпала необходимость в сохранении аналогичных и установлении уточненных расчетов класса опасности отхода в настоящем стандарте.

Из перечисленного понятно, что корректировка положений ГОСТ 30774, хотя и была предложена в двух публикациях (приложение Л, источники 18,19), стала в полной мере невозможна из-за нераспространения сферы действия документов [3-5, 7-15] на страны СНГ. Кроме того, с введением в действие с 2003 г. в России Федерального закона "О техническом регулировании от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ изменился статус национальных стандартов - все они стали добровольными, что также необходимо учитывать.

Все это в целом и привело к необходимости разработки настоящего национального стандарта, содержащего гармонизированные с международными и межгосударственными документами в сфере обращения с отходами производства и потребления современные термины и определения, формы краткого и развернутого паспортов отхода, а также рекомендации по их заполнению пользователями. Для удобства пользования стандартом отходы в разных "агрегатных состояниях и физических формах" (см. примечания к [7]) включают твердые и жидкие, что устраняет возможные недоразумения на этапах технологического цикла отходов.

В наименование стандарта вместо термина "опасные отходы" введен термин "отходы I-IV класса опасности" с римскими цифрами, как это установлено в [16]. Кроме того, учитывая, что данный национальный стандарт не содержит раздела по определению класса опасности отхода, что установлено в ГОСТ 30774-2001, аспектной областью стандарта является установление именно основных, а не общих (более широких и емких) требований.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок заполнения паспорта отхода I-IV класса опасности (далее - Паспорт отхода), находящегося в разных агрегатных (физических) состояниях: твердом (собственно отходы, в том числе пылевидные) и жидком (сбросы, стоки).

Настоящий стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах, где складируются, хранятся и потребляются отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.

Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений и военные объекты после окончания срока службы, снятия с эксплуатации и хранения.

Требования настоящего стандарта предназначены для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для федеральных и региональных органов управления, имеющих прямое отношение к образованию и ликвидации отходов с обеспечением ресурсосбережения и защиты окружающей среды (ГОСТ Р ИСО 14050).     

Требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.003 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.041 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

[ГОСТ 30772-2001, статья 3.1]


Примечания

1 отходы (waste): Вещества или предметы, от которых владелец хочет или должен избавиться.
     
     
[ГОСТ Р ИСО 14050-2009, статья 3.12].

2 Избавление от отходов производится путем утилизации инертных компонентов (частей) и/или удаления опасных для окружающей среды составляющих.

3 К отходам относят твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.

4 К отходам относят техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не находящий применения на предприятии (у владельца) из-за несоответствия объекта требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем владелец считает его полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен, и ликвидирует его или намеревается ликвидировать.

5 К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.

6 К отходам относят объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:

Q1 - не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты - см. определение пункта 3.2);

Q2 - продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в том числе каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;

Q3 - продукция, у которой истек документированный срок годности (срок хранения, срок службы); при этом последующее использование продукции по своему первоначальному функциональному назначению может быть разрешено только после проведения дополнительных испытаний и декларирования или иных способов подтверждения соответствия продукции;

Q4 (1) - вещества и материалы в твердой фазе, утерянные или подвергшиеся какому-либо иному нештатному воздействию, в том числе материалы, оборудование и т.п., загрязненные в результате такого воздействия;

Q5 - материалы, загрязненные в результате штатных и нештатных действий (например, остатки после операций чистки, упаковочные материалы, не пригодные для штатного использования изготовителем основной продукции);

Q6 - изделия, непригодные к дальнейшему использованию и к разборке на составные элементы (например, дорожно-ртутные лампы, отработанные катализаторы и т.п.);