ГОСТ Р 53639-2009
(ИСО 3046-3:2006,
ИСО 15550:2002)

Группа Г84


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Приемка. Методы испытаний

Reciprocating internal combustion engines. Acceptance. Test methods



ОКС 27.020

ОКП 31 2000

Дата введения 2011-01-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 990-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международным стандартам ИСО 3046-3:2006* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 3. Методы измерений" (ISO 3046-3:2006 "Reciprocating internal combustion engines. Performance. Part 3. Test measurements") и ИСО 15550:2002* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования" (ISO 15550:2002 "Internal combustion engines. Determination and method for the measurement of engine power. General requirement"). Дополнительные фразы и показатели, учитывающие особенности российской национальной стандартизации, выделены курсивом**

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов по тексту приводятся обычным шрифтом, в п.5.5.1 - курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели), работающие на жидком и/или газообразном топливе, и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.

Настоящий стандарт не распространяется на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р ИСО 3046-5-2004 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 5. Крутильные колебания

ГОСТ Р ИСО 3046-6-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 6. Защита от превышения частоты вращения

ГОСТ Р 51249-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения

ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002) МОД, Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 10511-83 Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования

ГОСТ 11479-75 Системы автоматического регулировании частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Приемка и методы испытаний

ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 18174-83 Системы дистанционного автоматизированного управления главными судовыми дизелями. Общие технические условия

ГОСТ 22836-77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения

    Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный cтандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52517, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 приемо-сдаточные испытания: Испытания, выполняемые для проверки качества изготовления двигателя, а также подтверждения выполнения требований, установленных по согласованию между потребителем (заказчиком) и изготовителем.

3.2 периодические испытания: Испытания, выполняемые на отдельных образцах двигателей конкретного типа для подтверждения основных характеристик двигателя и, по возможности, проверки надежности и долговечности двигателя.

3.3 специальные испытания: Испытания, выполняемые дополнительно к приемо-сдаточным или периодическим испытаниям, для подтверждения соответствия двигателя требованиям, выдвигаемым потребителем (заказчиком), классификационными обществами или законодательными органами.

     4 Обозначения


В настоящем стандарте применяются обозначения и сокращения в соответствии с ГОСТ Р 52517.

     5 Приемка

     5.1 Общие положения

5.1.1 Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.201.

Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:

- приемо-сдаточным;

- периодическим;

- специальным.

5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора.

Примерное содержание программы испытаний приведено в справочном приложении А.

5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.


Таблица 1

Номер группы двигателя

Характеристика группы двигателя

I

Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 мин

II

Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более

III

Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более

IV

Двигатели с частотой вращения коленчатого вала 250-1500 мин

V

Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 мин

Примечания

1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации.

2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре топливной рейки (полной мощности).



5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.


Таблица 2

Измеряемые параметры

Группа двигателей



I

II

III

IV

V

1 Барометрическое давление

+

+

+

+

+

2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды)

+

+

+

+

+

3 Влажность окружающей среды

+

+

+

+

+

4 Частота вращения или частота циклов

+

+

+

+

+

5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности

+

+

+

+

+

6 Положение рейки топливного насоса и/или задания регулятора

+

+

+

+

+

7 Расход топлива

+

+

+

+

+

8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор

+

+

+

9 Давление наддувочного воздуха после компрессора

+

+

+

10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя

+

+

+

11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах

+

+

+

12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя

+

+

+

+

13 Максимальное давление сгорания

+

+

14 Давление сжатия

+

15 Среднее индикаторное давление

+

16 Давление смазочного масла

+

+

+

+

+

17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.)

+

+

18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей

+

+

19 Давление топлива

+

+

20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях

+

+

21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя)

+

+

22 Температура наддувочного воздуха после охладителя

+

+

+

23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока)

+

+

+

24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах

+

+

+

25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором, или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах

+

+

+

+

26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров)

+

+

+

+

+

27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях

+

+

28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей

+

+

29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха

+

+

+

30 Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя

+

+

+

31 Температура топлива

+

+

32 Расход топлива

+

+

+

+

+

33 Расход смазочного масла

+

+

+

+

+

34 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров)

+

35 Частота вращения ротора турбокомпрессора

+

+

+

36 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе

+

+

37 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN)

+

+

+

+

+

38 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ

+

+

+

+

+

Примечания

1 Знаком "+" указана необходимость измерения параметра.

2 Измерение параметров по 6, 8-15, 17-29, 31, 34-36 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs