ГОСТ Р 53639-2009
(ИСО 3046-3:2006,
ИСО 15550:2002)
Группа Г84
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Приемка. Методы испытаний
Reciprocating internal combustion engines. Acceptance. Test methods
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 990-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международным стандартам ИСО 3046-3:2006* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 3. Методы измерений" (ISO 3046-3:2006 "Reciprocating internal combustion engines. Performance. Part 3. Test measurements") и ИСО 15550:2002* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования" (ISO 15550:2002 "Internal combustion engines. Determination and method for the measurement of engine power. General requirement"). Дополнительные фразы и показатели, учитывающие особенности российской национальной стандартизации, выделены курсивом**
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов по тексту приводятся обычным шрифтом, в п.5.5.1 - курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели), работающие на жидком и/или газообразном топливе, и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.
Настоящий стандарт не распространяется на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р ИСО 3046-5-2004 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 5. Крутильные колебания
ГОСТ Р ИСО 3046-6-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 6. Защита от превышения частоты вращения
ГОСТ Р 51249-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения
ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002) МОД, Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 10511-83 Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования
ГОСТ 11479-75 Системы автоматического регулировании частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Приемка и методы испытаний
ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия
ГОСТ 18174-83 Системы дистанционного автоматизированного управления главными судовыми дизелями. Общие технические условия
ГОСТ 22836-77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный cтандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52517, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 приемо-сдаточные испытания: Испытания, выполняемые для проверки качества изготовления двигателя, а также подтверждения выполнения требований, установленных по согласованию между потребителем (заказчиком) и изготовителем.
3.2 периодические испытания: Испытания, выполняемые на отдельных образцах двигателей конкретного типа для подтверждения основных характеристик двигателя и, по возможности, проверки надежности и долговечности двигателя.
3.3 специальные испытания: Испытания, выполняемые дополнительно к приемо-сдаточным или периодическим испытаниям, для подтверждения соответствия двигателя требованиям, выдвигаемым потребителем (заказчиком), классификационными обществами или законодательными органами.
В настоящем стандарте применяются обозначения и сокращения в соответствии с ГОСТ Р 52517.
5.1.1 Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.201.
Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).
5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
- приемо-сдаточным;
- периодическим;
- специальным.
5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора.
Примерное содержание программы испытаний приведено в справочном приложении А.
5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номер группы двигателя | Характеристика группы двигателя |
I | Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 мин |
II | Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более |
III | Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более |
IV | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала 250-1500 мин |
V | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 мин |
Примечания 1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации. 2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре топливной рейки (полной мощности). |
5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.
Таблица 2
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
1 Барометрическое давление | + | + | + | + | + |
2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) | + | + | + | + | + |
3 Влажность окружающей среды | + | + | + | + | + |
4 Частота вращения или частота циклов | + | + | + | + | + |
5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности | + | + | + | + | + |
6 Положение рейки топливного насоса и/или задания регулятора | + | + | + | + | + |
7 Расход топлива | + | + | + | + | + |
8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор | + | + | + | ||
9 Давление наддувочного воздуха после компрессора | + | + | + | ||
10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя | + | + | + | ||
11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | + | + | + | ||
12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя | + | + | + | + | |
13 Максимальное давление сгорания | + | + | |||
14 Давление сжатия | + | ||||
15 Среднее индикаторное давление | + | ||||
16 Давление смазочного масла | + | + | + | + | + |
17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.) | + | + | |||
18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей | + | + | |||
19 Давление топлива | + | + | |||
20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) | + | + | |||
22 Температура наддувочного воздуха после охладителя | + | + | + | ||
23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока) | + | + | + | ||
24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | + | + | + | ||
25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором, или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах | + | + | + | + | |
26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров) | + | + | + | + | + |
27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей | + | + | |||
29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха | + | + | + | ||
30 Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя | + | + | + | ||
31 Температура топлива | + | + | |||
32 Расход топлива | + | + | + | + | + |
33 Расход смазочного масла | + | + | + | + | + |
34 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) | + | ||||
35 Частота вращения ротора турбокомпрессора | + | + | + | ||
36 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе | + | + | |||
37 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) | + | + | + | + | + |
38 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ | + | + | + | + | + |
Примечания 1 Знаком "+" указана необходимость измерения параметра. 2 Измерение параметров по 6, 8-15, 17-29, 31, 34-36 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя. |