ГОСТ 11479-75
Группа Г89
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (САРЧ) СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Приемка и методы испытаний
Automatic rotational frequency control systems (ARFCS) of marine, locomotive and industrial diesel engines. Approval and test methods
ОКП 31 2010
Дата введения 1978-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Л.Кузьмич, А.А.Кривецкий, Е.Т.Стрижев, Б.А.Ржавинский, И.В.Хромов, Т.Е.Никишева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28.05.75 № 1427
3. ВЗАМЕН ГОСТ 11479-65
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.2, 2.1.3
| |
1.2, 1.6, 2.3.1, 2.3.2
| |
Вводная часть, 1.1 |
5. Постановлением Госстандарта от 09.06.87 № 1912 снято ограничение срока действия
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в октябре 1982 г., июне 1987 г. (ИУС 1-83, 11-87)
1.1. Настоящий стандарт распространяется на САРЧ судовых, тепловозных, промышленных дизелей и устанавливает правила их приемки и методы испытаний.
Виды испытаний - по ГОСТ 16504.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.2. САРЧ должны подвергаться испытаниям с целью проверки их соответствия требованиям ГОСТ 10511.
Испытания САРЧ должны проводиться при испытаниях дизелей по ГОСТ 10448.
1.3. Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать САРЧ каждого дизеля по программам и методикам, утвержденным в установленном порядке.
1.4. Типовым испытаниям следует подвергать САРЧ при внесении в конструкцию или технологию изготовления регулятора или дизельного агрегата изменений, которые могут оказать влияние на контролируемые характеристики САРЧ.
Объем типовых испытаний устанавливают в зависимости от характера внесенных изменений и согласуют с заказчиком.
1.5. Порядок и сроки проведения приемочных и периодических испытаний САРЧ устанавливают в зависимости от сроков проведения соответствующих видов испытаний дизелей.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.6. При приемочных и периодических испытаниях должны определяться:
а) пределы настройки частоты вращения;
б) номинальная регуляторная характеристика, а для САРЧ с изменяемым статизмом, кроме того, регуляторные характеристики при минимальном и максимальном (в пределах регулировки) наклонах, при номинальной настройке частоты вращения,
в) наклон номинальной регуляторной характеристики;
г) нестабильность частоты вращения;
д) заброс частоты вращения и длительность переходного процесса регулирования после мгновенного изменения нагрузки;
е) характеристики дополнительных устройств, указанных в ГОСТ 10511, кроме устройства автоматического регулирования нагрузки тепловозного дизеля.
1.7. Дополнительно по требованию заказчика следует определять (проверять):
а) для автоматизированных дизель-генераторов переменного тока - темп изменения настройки частоты вращения в рабочем диапазоне при постоянно включенном сигнале дистанционного управления. По требованию заказчика проверяют серводвигатели регуляторов частоты вращения в импульсном режиме управления, имитирующем их совместную работу с устройствами автоматизации судовых электростанций;
б) для тепловозных дизелей - отклонение фактической характеристики настройки частоты вращения от заданной;
в) для транспортных дизелей с разобщаемой передачей - отсутствие останова дизеля при быстром изменении настройки частоты вращения от номинальной до минимальной;
г) для дизелей, предназначенных для параллельной работы, - степень рассогласования нагрузки и величину обменных колебаний мощности.
Испытание допускается проводить на месте установки штатных объектов регулирования;
д) для дизелей, предназначенных для всережимной параллельной работы, - характеристику настройки скорости вращения и фактический наклон регуляторной характеристики при минимальной настройке частоты вращения.
1.8. В ходе приемных и периодических испытаний двухимпульсных (комбинированных) САРЧ в объем испытаний регуляторов частоты вращения по требованию заказчика должно быть включено снятие характеристик при различных значениях коэффициента мощности и асимметрии нагрузки по фазам. Допускается испытание проводить на безмоторном стенде.
1.6-1.8. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.9. Допускается по согласованию с заказчиком объем испытаний по 1.6 изменять в зависимости от САРЧ.
2.1. Аппаратура и средства испытаний
2.1.1. Погрешность измерения частоты вращения на установившихся режимах не должна превышать:
±0,1% - для САРЧ 1-го класса точности с однорежимными регуляторами;
±0,2% - для САРЧ 2-го класса точности с однорежимными регуляторами;
±0,5% - для САРЧ тепловозных дизель-генераторов;
±1% - для остальных САРЧ.
2.1.2. Погрешность измерения мощности не должна превышать:
±1% - для САРЧ тепловозных дизель-генераторов;
±1% - при испытаниях по п.1.7г;
±2,5% - во всех остальных случаях.
2.1.3. Допустимая погрешность измерения крутящего момента должна соответствовать ГОСТ 10448.
2.2. Подготовка к испытаниям
2.2.1. Испытания САРЧ должны быть проведены при полностью прогретых дизеле и регуляторе.
2.2.2. Привод к приборам для измерения и записи частоты вращения должен осуществляться от коленчатого или другого вала, связанного с коленчатым валом передачей без скольжения.
2.3. Проведение испытаний
2.3.1. Параметры САРЧ по пп.1.6г, д следует определять осциллографированием или тахографированием.
Для САРЧ с однорежимными регуляторами 3 и 4-го классов точности по ГОСТ 10511 (при приемо-сдаточных испытаниях), а также для САРЧ со всережимными регуляторами допускается указанные параметры определять тахометром (или частотомером) и секундомером.
Для судовых дизель-генераторов с САРЧ 3-го класса точности допускается определять указанные параметры осциллографированием.
Для тепловозных и судовых дизелей допускается вместо определения заброса частоты вращения проверять отсутствие срабатывания предельного выключателя при мгновенном сбросе 100%-ной нагрузки.
2.3.2. Параметры САРЧ по п.1.6д проверяют при мгновенном сбросе 100, 75, 50 и 25%-ной нагрузки до холостого хода, а САРЧ с однорежимными регуляторами, кроме того, - при мгновенном набросе нагрузки в соответствии с ГОСТ 10511.
2.3.3. Для дизелей, предназначенных для установок, где в эксплуатационных условиях мгновенный сброс нагрузки не предусматривается, допускается динамические параметры проверять одним из следующим способов:
а) имитацией мгновенного сброса нагрузки в соответствии с приложением;
б) для главных судовых дизелей - максимально быстрым опорожнением гидротормоза (на стенде);
в) для тепловозных дизель-генераторов - выключением возбуждения;
г) для дизелей, вращающих гидравлические машины, - опорожнением полостей.
2.3.4. Нестабильность частоты вращения необходимо измерять на режимах:
а) для САРЧ с однорежимными регуляторами - на холостом ходу и при полной нагрузке, при номинальной настройке частоты вращения;
б) для САРЧ со всережимными регуляторами - в соответствии с характеристикой нагрузки при номинальной и минимальной настройках частоты вращения.
2.3.5. Снятие характеристики настройки частоты вращения и определение пределов настройки выполняют при работе дизеля по характеристике нагрузки или на холостом ходу.
2.3.6. Испытания по пп.1.6а, в-е и 1.7 проводят при фиксированной настройке наклона регуляторной характеристики, соответствующей наклону номинальной регуляторной характеристики, указанному в технических условиях на дизель или дизельный агрегат.
2.3.7. Испытания САРЧ реверсивных дизелей проводят при работе на передний ход.
2.4. Оформление результатов испытаний
2.4.1. Регуляторную характеристику дизеля строят по вычисленным относительным значениям крутящего момента при фиксированной настройке регулятора. При этом относительный крутящий момент изменяется от 0 в пределах ограничительной характеристики с экстраполяцией до 1.
Для дизель-генераторов относительные значения крутящего момента вычисляют по формуле
, (1)
где - относительная электрическая мощность генератора;
n - текущее значение частоты вращения, с;
- частота вращения, соответствующая номинальной мощности дизеля при номинальной настройке частоты вращения, с.
Для дизель-генераторов переменного тока допускается регуляторную характеристику строить в координатах , где - номинальная частота вращения, с.