Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     
     ГОСТ Р 51250-99

Группа Г84

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 Двигатели внутреннего сгорания поршневые.

Дымность отработавших газов.

Нормы и методы определения

Internal combustion reciprocating engines.
Visible pollutants. Limit values and test methods*

________________

* Наименование стандарта. Измененная редакция. Изм. N 1.

     

ОКС 27.020
ОКП 31 2000

Дата введения 2000-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 марта 1999 г. N 57

3 Стандарт соответствует ИСО 8178 "Двигатели внутреннего сгорания. Измерение выбросов вредных веществ" Части 1, 2, 4 и 9 - в части испытательных процедур и методов испытаний

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Внесено Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 127-ст с 01.07.2004, опубликованное в ИУС N 6, 2004 год

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы дымности отработавших газов (далее - ОГ), измеренной оптическим или фильтрационным методом, при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.

Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей в соответствии с приложением А.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.

(Измененная редакция,. Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества

ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний

ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний

ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей

ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

Отработавшие газы (ОГ) - смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

Дымность - видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.

Дымомер - прибор для измерения дымности.

Дымомер оптического типа - прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

Коэффициент ослабления светового потока (, %) - часть светового потока от источника света дымомера, не достигшая приемника света из-за поглощения, отражения и рассеяния этой части потока отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

Натуральный показатель ослабления потока (, м) - величина, обратная толщине слоя ОГ, м, проходя через который световой поток от источника света дымомера ослабляется в раз, где - основание натурального логарифма.

Эффективная база дымомера оптического типа (, м) - толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же ОГ, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

Предельно допустимое значение натурального показателя ослабления светового потока (, м) - значение натурального показателя ослабления светового потока в зависимости от расхода ОГ, при превышении которого дизель считается не выдержавшим испытаний.

Дымомер фильтрационного типа - прибор для измерения дымности, выраженной через показатель отражения света поверхностью фильтра, окрашенного всеми компонентами дисперсной фазы ОГ после пропускания определенной их порции через фильтр.

Дымовое число фильтра ("Filter Smoke Number") - степень потемнения фильтра, определяемая по оптическому отражению от окрашенного ОГ фильтра по отношению к чистому фильтру, выраженная в условных единицах 10-балльной шкалы.

Показатель отражения светового потока поверхностью фильтра (, %) - часть светового потока источника света, достигшая приемника после отражения от эффективной поверхности фильтра. Измеряют оптико-электрическим рефлектометром.

Эффективная длина дымовой колонки (, м) - величина, определяемая эффективным объемом всасывания и эффективной поверхностью фильтра. Указывает организация-изготовитель.

     4 Нормы дымности отработавших газов


Нормы дымности определяют в зависимости от расхода ОГ , дм/с, приведенного к нормальным условиям (температура 273 и давление 101,3 кПа).

4.1 Для новых дизелей

4.1.1 При измерении дымности оптическим методом максимально допустимые значения натурального показателя ослабления светового потока и соответствующие им значения коэффициента ослабления светового потока, приведенные к шкале дымомера с базой м, в зависимости от расхода ОГ должны соответствовать приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Расход ОГ
, дм

Натуральный показатель ослабления светового потока , м,
не более

Коэффициент ослабления светового потока , приведенный к шкале дымомера оптического типа ( м), %, не более

Дымовое число фильтра, приведенное к шкале дымомера фильтрационного типа ( м), условных единиц, не более

До 75 включ.

1,857

55

4,2

     Св. 75  "    85 "

1,707

52

4,0

     "     85  "    95 "

1,612

50

3,9

     "     95  "   110 "

1,521

48

3,8

     "   110  "   125 "

1,433

46

3,7

     "   125  "   140 "

1,348

44

3,6

     "   140  "   160 "

1,267

42

3,5

     "   160  "   185 "

1,188

40

3,4

     "   185  "   210 "

1,112

38

3,3

     "   210  "   250 "

1,038

36

3,2

     "   250  "   290 "

0,966

34

3,0

     "   290  "   350 "

0,897

32

2,9

     "   350  "   400 "

0,829

30

2,8

     "   400  "   500 "

0,764

28

2,7

     "   500  "   600 "

0,700

26

2,5

     "   600  "   700 "

0,638

24

2,3

     "   700  "   900 "

0,578

22

2,2

     "   900  " 1150 "

0,519

20

2,0

     "  1150 " 1500 "

0,461

18

1,8

     "  1500 " 2000 "

0,405

16

1,7

     "  2000 " 3000 "

0,351

14

1,5

     "  3000

0,297

12

1,3



Примечание. Для звездообразных двигателей нормы дымности отработавших газов устанавливаются по согласованию с заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.2 При измерении дымности фильтрационным методом прибором с длиной колонки м предельно допустимые значения дымового числа фильтра в зависимости от расхода ОГ должны соответствовать приведенным в таблице 1.

4.1.3 Дизель считают соответствующим требованиям настоящего стандарта, если каждое измеренное значение натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра меньше или равно соответствующему предельно допускаемому значению натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра.

4.2 Для дизелей после капитального ремонта

4.2.1 Максимально допустимые нормы дымности для дизелей после капитального ремонта увеличивают на 20% по отношению к значениям, установленным таблицей 1.

     5 Методы измерений

5.1 Метод измерения дымности оптический