ГОСТ 11928-83
Группа Г84
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Общие технические условия
System of emergency prevention signaling and protection of automation diesel and gaseous engines. General technical requirements
МКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения 1984-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.01.83 N 412
3. ВЗАМЕН ГОСТ 11928-66
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, раздела, приложения |
2.9.2 | |
Разд. 7 | |
Разд. 5 | |
3.1, 4.1.1 | |
2.6.3, 2.9.1, приложение | |
2.6.6 | |
2.7.3 | |
Вводная часть, 1.6, 1.7, 1.8 | |
2.8.4 | |
Приложение | |
2.9.5 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ИЗДАНИЕ (май 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1988 г. (ИУС 11-88)
Настоящий стандарт распространяется на автоматические системы аварийной и аварийно-предупредительной сигнализации и защиты (далее - системы сигнализации и защиты) судовых, тепловозных и промышленных дизелей и газовых двигателей, в том числе предназначенных для агрегатов: дизель-редукторов, дизель-генераторов, газомотокомпрессоров и т.п. (далее - двигателей), автоматизированных по ГОСТ 14228.
Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.
1.1. Системы сигнализации и защиты в зависимости от выполняемых функций подразделяют на следующие типы:
САСЗН - система аварийной сигнализации и неотключаемой защиты;
САСЗО - система аварийной сигнализации и отключаемой защиты;
СПАСЗН - система аварийно-предупредительной сигнализации и неотключаемой защиты;
СПАСЗО - система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты.
1.2. Энергия питания систем сигнализации и защиты - механическая, электрическая, пневматическая, гидравлическая и т.д.
Конкретный вид энергии питания или их сочетание устанавливают в стандартах и технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.3. Системы сигнализации и защиты типов САСЗН и САСЗО контролируют аварийные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют аварийную сигнализацию и аварийную защиту (остановку) двигателей.
Системы сигнализации и защиты типов СПАСЗО и СПАСЗН, помимо аварийных значений, контролируют предупредительные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют предупредительную сигнализацию и, при необходимости, предаварийную защиту (изменение режима работы двигателей без их останова), если она предусмотрена в конструкции двигателей.
Системы сигнализации и защиты типов САСЗО и СПАСЗО оборудуют или в них предусматривают возможность подсоединения специального органа управления для отключения защиты в экстренных (аварийных) случаях.
1.4. Системы сигнализации и защиты всех типов должны контролировать аварийные значения следующих основных параметров двигателей:
давление смазочного масла на входе в двигатель - двигателей всех назначений;
частота вращения коленчатого вала - двигателей мощностью 30 кВт и более;
температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя - двигателей с жидкостным охлаждением;
температура смазочного масла на выходе из двигателя и (или) по согласованию изготовителя с потребителем на входе в двигатель - для двигателей всех назначений.
Примечание. Перечень основных параметров допускается уточнять и дополнять в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО всех двигателей должны контролировать предупредительные значения основных параметров, указанных в п.1.4 (исключая частоту вращения), и дополнительных параметров, установленных в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.
1.6. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 2-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4 и 1.5, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем управления, в том числе невыполнение автоматизированных операций пуска и (или) останова двигателей.
1.7. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 3-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем и агрегатов, обеспечивающих автоматизированное или автоматическое обслуживание двигателей.
1.8. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 4-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6 или 1.4-1.7, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем централизованного управления и контроля, а также систем автоматизированного или автоматического технического диагностирования основных частей или узлов двигателей.
1.9. Предупредительные и аварийные значения контролируемых параметров, по достижении которых осуществляется сигнализация и защита (предаварийная защита), должны соответствовать указанным в таблице предельным отклонениям этих параметров.
Конкретные предупредительные и аварийные значения параметров должны быть указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателей.
Наименование | Предельное отклонение контролируемого параметра, %, не более | |
Предупре- дительное значение | Аварийное значение | |
Минимальное давление смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива | -25 | -50 |
Минимальный уровень смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива | -25 | -50 |
Максимальная температура смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива, подшипников, головок цилиндров, выпускных газов* | +10 | +20 |
Максимальное давление газов в картере | +15 | +25 |
Номинальная частота вращения коленчатого вала | - | +20 |
_______________
* В градусах Цельсия.
1.10. Условное обозначение систем сигнализации и защиты в технических условиях на двигатели должно состоять из слова "система", обозначения типа системы (п.1.1) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения системы типа СПАСЗО:
Система СПАСЗО по ГОСТ 11928-83
Примечание. Дополнительно в технических условиях на двигатели указывают номенклатуру контролируемых параметров, тип примененного комплектного устройства и общее число его каналов.
1.9, 1.10 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1. Общие положения
2.1.1. Системы сигнализации и защиты двигателей следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.1.2. Системы сигнализации и защиты судовых двигателей, находящихся под надзором Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР, помимо требований настоящего стандарта, должны соответствовать также Правилам этих организаций.
2.2. Требования к функционированию
2.2.1. Системы сигнализации и защиты всех типов при достижении аварийных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:
появление (одновременно или по вызову) и запоминание визуальных расшифровывающих аварийных сигналов;
формирование обобщенных визуального аварийного и (или) звукового сигналов (по требованию потребителя);
аварийную защиту двигателя.
2.2.2. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО при достижении предупредительных значений контролируемых параметров должны выполнять следующие операции:
появление и запоминание визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов;
формирование обобщенных сигналов - визуального предупредительного и (или) звукового (по требованию потребителя);
предаварийную защиту (при необходимости, см. п.1.3).
Примечание. По согласованию с потребителем системы сигнализации и защиты допускается изготовлять без операции запоминания визуальных расшифровывающих предупредительных сигналов.
2.2.3. Возврат систем сигнализации и защиты в исходное состояние при восстановлении рабочих значений параметров после появления аварийных сигналов должен осуществляться посредством ручной разблокировки систем и (или) устройств защиты.
2.2.4. В системах сигнализации и защиты должна быть обеспечена возможность проверки исправности расшифровывающей сигнализации.
По требованию потребителя при остановленном двигателе должна быть также обеспечена возможность проверки функционирования всей системы сигнализации и защиты.
2.2.5. Системы сигнализации и защиты двигателей с автоматическим или дистанционным автоматизированным управлением и с навесными насосами должны выполнять необходимые блокировки цепей параметров давления на период пуска, останова и реверсирования двигателей.
2.2.6. В системах сигнализации и защиты всех типов при выполнении операций, указанных в пп.2.2.1, 2.2.2 и 2.2.5, допускается по согласованию между предприятием - изготовителем двигателей и потребителем устанавливать временные задержки, исключающие возникновение ложных сигнализации и аварийной защиты.
2.3. Требования к визуальной сигнализации
2.3.1. Визуальная сигнализация в системах сигнализации и защиты должна осуществляться посредством световых индикаторов (электрических ламп, табло, светодиодов и т.п.).
По согласованию с потребителем для визуальной сигнализации допускается использовать бленкеры и (или) механические указатели.