Статус документа
Статус документа

     
     МУ 3.1.3.2355-08

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

3.1.3 ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ. КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Организация и проведение эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации

     

Дата введения 2008-07-01



1. РАЗРАБОТАНЫ: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г.Онищенко, С.Д.Кривуля, Ю.М.Федоров, П.Д.Пакскина); ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора (В.Е.Безсмертный, С.М.Иванова, Н.Л.Новиков, В.П.Попов); ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт Микроб" Роспотребнадзора (В.В.Кутырев, А.В.Топорков, Е.В.Куклев, В.П.Топорков, Н.В.Попов, А.С.Васенин, А.И.Кологоров, А.И.Удовиков, А.А.Кузнецов, А.Н.Матросов, М.А.Тарасов, Т.В.Князева, С.А.Щербакова, О.В.Кедрова, Л.Д.Шилова, И.Н.Шарова, Н.Г.Булгакова); ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (А.Н.Куличенко, Г.М.Грижебовский, О.В.Малецкая, Ю.М.Евченко, В.М.Мезенцев, М.П.Григорьев, И.В.Чумакова, А.П.Бейер); ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" Роспотребнадзора (Т.И.Иннокентьева, Г.А.Воронова, Д.Б.Вержуцкий, А.Ф.Попков, С.В.Балахонов, С.А.Косилко, С.Г.Саппо, Е.В.Чипанин); ФГУЗ "Астраханская противочумная станция" Роспотребнадзора (В.В.Кабин. А.А.Илюхин); ФГУЗ "Дагестанская противочумная станция" Роспотребнадзора (Б.М.Асваров, С.М.Хасаев, С.Г.-М.Газиев); ФГУЗ "Кабардино-Балкарская противочумная станция" Роспотребнадзора (А.М.Казаков, Е.И.Белогрудова, Г.А.Мазлоев); ФГУЗ "Элистинская противочумная станция" Роспотребнадзора (А.В.Подсвиров, В.Б.-Х.Санджиев, Г.В.Сангаджиева).

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 3 апреля 2008 года N 1).

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 30 апреля 2008 года.

4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 2008 года.

5. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН МУ 3.1.1098-02 "Методические указания по организации и проведению эпидемиологического надзора в природных очагах чумы Российской Федерации".

1. Область применения


Методические указания составлены с учетом требований Международных медико-санитарных правил (2005) на основании опыта работы противочумных станций и регламентируют их деятельность по эпидемиологическому надзору в природных очагах чумы Российской Федерации.

Настоящие методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Нормативные ссылки

2.1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 N 5487-1.

2.2. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2.3. Федеральный закон от 01.04.93 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации".

2.4. Федеральный закон от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии".

2.5. Федеральный закон от 14.07.93 N 133 "Об охране окружающей среды".

2.6. Приказ Минздрава России от 29.07.98 N 230 "О повышении готовности органов и учреждений Госсанэпидслужбы России к работе в чрезвычайных ситуациях".

2.7. Приказ Минздрава России от 02.07.99 N 263 "О введении в действие Перечня инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации".

2.8. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.05 N 376 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера".

2.9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 17.11.05 N 774 "Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы".

2.10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 20.07.07 N 225 "О совершенствовании организации работы специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на базе ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

2.11. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

2.12. Санитарные правила СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".

2.13. Санитарные правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации".

2.14. Санитарные правила СП 3.1.7.1380-03 "Профилактика чумы".

______________

* На территории Российской Федерации действуют СП 3.1.7.2492-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.15. Санитарные правила СП 3.1.090-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". Ветеринарные правила ВП 13.4.1370-96.

2.16. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)".

2.17. Санитарные правила СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности".

2.18. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".

2.19. Санитарные правила СП 3.5.675-97 "Гигиенические требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью".

2.20. Санитарные правила СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

2.21. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. М., 1988.

2.22. Методические указания МУ 3.4.2126-06 "Организация и проведение мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

2.23. Методические указания МУ 3.4.1028-01* "Организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, малярией и инфекционными болезнями неясной этиологии, имеющими международное значение".

______________

* На территории Российской Федерации действуют МУ 3.4.2552-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.24. Методические указания МУ 3.1.1027-01 "Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих-переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций".

2.25. Методические указания МУ 3.1.1029-01 "Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций".

2.26. Методические указания по определению площадей эпизоотий в природных очагах чумы. М., 1983.

2.27. Методические рекомендации по паспортизации природных очагов чумы. М., 1976.

2.28. Методические указания о порядке заготовок, о сроках сдачи на промышленные предприятия шкурок сурков и сусликов, добытых на энзоотичных по чуме территориях. М.,1980.

2.29. Методические рекомендации по полевой дератизации и дезинсекции в очагах чумы сусликового типа Российской Федерации. Саратов, 1995.

2.30. Методические указания МУ 3.1.957-00 "Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях".

2.31. Методические указания МУ 3.4.1030-01 "Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и международного сообщения".

2.32. Методические рекомендации от 22.06.95 N 01-19/54-17 "Оценка информативности методов диагностики при эпизоотологическом обследовании очагов чумы".

2.33. Методические рекомендации "Эпидемиологическое районирование Саратовской области по риску завоза и распространения чумы, холеры и малярии". Саратов, 2006.

2.34. Инструкция по борьбе с песчанками полуденной, гребенщиковой, краснохвостой и Виноградова в природных очагах чумы. Саратов, 1982.

2.35. Инструкция по борьбе с мышевидными грызунами. Саратов, 1973.

2.36. Инструкция по ингаляционной иммунизации людей против чумы. М.: Саратов, 1987.

2.37. Программа расчета величины эпидемического потенциала природного очага чумы. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. N 2000610423 от 25.05.00.

3. Обоснование


На территории Российской Федерации функционируют 11 природных очагов чумы 4 типов: сусликового - 7, песчаночьего - 2, полевочьего - 1, пищухового - 1. С момента выхода документа, регламентирующего деятельность противочумных учреждений по эпидемиологическому надзору, прошло более 5 лет. Существенным образом изменившаяся с тех пор экономическая, социальная и экологическая обстановка диктует необходимость создания нового методического документа, соответствующего Международным медико-санитарным правилам (2005). Современный перечень основных направлений деятельности противочумных учреждений в природных очагах чумы, из которых складывается система эпидемиологического надзора, включает.

эпизоотологическое обследование, выполняемое с целью получения информации о наличии и характере течения эпизоотий чумы в природных очагах;

эпидемиологическое наблюдение за населением, проживающим на энзоотичной по чуме территории;

оценка уровня потенциальной эпидемической опасности природных очагов чумы как причины ЧС;

профилактические мероприятия (дератизация, дезинсекция, вакцинация, информационно-разъяснительная работа);

специальная подготовка медицинских, ветеринарных и других работников по профилактике, диагностике и лечению чумы;

изучение закономерностей природной очаговости чумы.

Способы сбора и исследования полевого материала подробно излагаются в специальных методических пособиях и в настоящих методических указаниях не рассматриваются.

4. Общие требования

4.1. Эпидемиологический надзор за чумой - это комплекс мероприятий, включающий слежение за эпизоотическими проявлениями чумы в природных очагах и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, предупреждающих заражение чумой людей и антропонозное распространение инфекции.

4.2. Мероприятия по предотвращению распространения чумы из природных очагов на территории Российской Федерации и завоза ее из-за рубежа проводят в соответствии с действующими санитарными правилами по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации и другими нормативно-методическими документами.

4.3. Организацию и проведение мероприятий по эпидемиологическому и эпизоотологическому надзору за чумой в природных очагах чумы Российской Федерации осуществляют ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора во взаимодействии с другими территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологического, лечебно-профилактического и ветеринарного профиля.

4.4. Управление деятельностью ФГУЗ "Противочумная станция" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.5. ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора организует и контролирует проведение противочумными станциями эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации, совместно с ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора проводит оценку и прогнозирование эпидемиологической обстановки по чуме в стране.

4.6. Научно-методическую, практическую и консультативную помощь по вопросам профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории природных очагов чумы осуществляют курирующие научно-исследовательские противочумные институты. ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора является головным по проблеме "Чума".

4.7. Организацию мероприятий по эпиднадзору за чумой и контроль за их выполнением в войсках и на территориях дислокации армии, а также на объектах федеральных органов исполнительной власти, на которые, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возложено осуществление ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечивают противочумные учреждения соответствующих министерств и ведомств.

4.8. Объем, характер и направленность профилактических мероприятий определяется результатами эпизоотологического обследования и прогнозом эпизоотической и эпидемической ситуации по чуме в конкретных природных очагах, на основании чего осуществляется планирование мероприятий на последующий год. План после согласования с курирующим противочумным институтом направляется на согласование во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, затем утверждается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.9. Управления Роспотребнадзора в регионах с природными очагами чумы планируют проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение эпидемических проявлений чумы, выноса инфекции за пределы природного очага. Комплексный план противочумных мероприятий составляет Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с участием противочумного учреждения сроком на 5 лет с ежегодным корректированием (схема комплексного плана дана в прилож.1).

4.10. При выраженном обострении эпизоотической и эпидемической обстановки решение о перераспределении сил и средств противочумных станций на федеральном уровне принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предложению ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.

4.11. Оценку уровня потенциальной эпидемической опасности активизации природных очагов чумы, как чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющую международное, национальное, региональное, местное значение осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб".

4.12. Для осуществления научно-методической, консультативной и практической помощи в работе противочумных станций региональные НИПЧИ назначают кураторов противочумных станций из числа наиболее квалифицированных специалистов института, кандидатуры которых рассматриваются ученым советом института и утверждаются приказом директора института. В состав кураторской группы входят эпидемиолог, зоолог, бактериолог (вирусолог), паразитолог. При необходимости на станцию направляются сотрудники института других специальностей. Посещение кураторами противочумных станций должно быть приурочено к обследовательскому сезону, к расширенным заседаниям научно-производственного совета. Кроме того, выезд кураторов желателен при обострении эпизоотической ситуации, возникших эпидемических проявлениях чумы или иных нестандартных ситуациях.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs