ПРИКАЗ
от 20 июля 2007 года N 225
О совершенствовании организации работы специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на базе ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роспотребнадзора от 24 марта 2015 года N 231
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 26.07.2007 N 01/7414-АА
(Информация из Минюста России на 6 августа 2007 года).
______________________________________________________________
Поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при возникновении биологических угроз является актуальной задачей служб здравоохранения на национальном и международном уровне.
В целях реализации решений, принятых в ходе саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 года и направленных на повышение эффективности мероприятий по ликвидации эпидемических последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо укрепление материально-технической базы и инфраструктуры, подготовка кадров, осуществление мероприятий по модернизации специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) федеральных государственных учреждений здравоохранения (ФГУЗ) "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.
В связи с вышеизложенным и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 642-р*
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2669.
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (прилож. 1).
1.2. Базовый табель оснащения имуществом СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (прилож. 2).
1.3. Штатно-организационную структуру СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (прилож. 3).
1.4. Перечень ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора, формирующих СПЭБ и являющихся держателями их имущества (прилож. 4).
1.5. Форму годового отчета о работе СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" (прилож. 5).
1.6. Перечень учреждений Роспотребнадзора, прикрепленных к ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" для командирования специалистов в состав СПЭБ (прилож. 6).
2. Директорам ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб", Волгоградского НИПЧИ, Иркутского НИПЧИ, Ростовского-на-Дону НИПЧИ, Ставропольского НИПЧИ:
2.1. Обеспечить формирование СПЭБ в соответствии с прилож. 3 и 4.
2.2. Осуществить модернизацию материально-технической базы СПЭБ (прилож. 2), а также подразделений и инфраструктуры, обеспечивающих деятельность СПЭБ.
2.3. Организовать работу СПЭБ в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с положением о СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" (прилож. 1).
2.4. Организовать в структуре ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" комиссии по аттестации СПЭБ и входящих в их состав специалистов, а также обеспечить систематическое профессиональное обучение специалистов СПЭБ по приобретению теоретических знаний и поддержанию практических навыков работы в чрезвычайных ситуациях.
2.5. Организовать в структуре ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора отделы мониторинга за чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
2.6. Разработать должностные обязанности специалистов в соответствии со штатно-организационной структурой СПЭБ.
2.7. Разработать регламент функционирования СПЭБ в соответствии с нормативно-правовой базой, гармонизировав с Международными медико-санитарными правилами (2005 год) и регламентом деятельности глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN) и представить для утверждения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 1 сентября 2007 года.
3. Директорам ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб" и ФГУЗ Ставропольский НИПЧИ обеспечить проведение обучения специалистов СПЭБ по вопросам организации работы и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Главному врачу ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, начальникам противочумных станций Роспотребнадзора, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по запросам директоров ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" обеспечить командирование специалистов в состав СПЭБ в соответствии с прилож. 6.
5. Начальнику Управления эпидемиологического надзора, санитарной охраны, надзора на транспорте с целью дальнейшего совершенствования работы СПЭБ организовать подготовку технических заданий на разработку лабораторий различных профилей и предназначения на базе автошасси.
6. Главному врачу ФГУЗ "Противочумный центр" представлять обобщенный анализ о работе СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" в Управление эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте Роспотребнадзора ежегодно к 1 марта.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Л.П.Гульченко.
ПОЛОЖЕНИЕ
о СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский
противочумный институт" Роспотребнадзора
1. СПЭБ ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" является мобильным, автономным специализированным формированием постоянной готовности и экстренного реагирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Основные принципы функционирования СПЭБ - мобильность, автономность, многопрофильность, высокая технологичность, реализация модульного принципа укомплектования, биологическая безопасность и универсальность подготовки специалистов.
СПЭБ предназначен для проведения профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, в том числе обусловленных эпидемиями и проявлениями биотерроризма, а также при угрозе их возникновения.
2. В своей работе специалисты СПЭБ руководствуются Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями), другими законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим положением.
3. СПЭБ создается на базе ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт". Состав СПЭБ комплектуется в соответствии со штатно-организационной структурой из числа квалифицированных специалистов противочумных институтов и прикрепленных противочумных станций, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и прошедших обучение по программе подготовки специалистов СПЭБ.
4. По согласованию с руководителем органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации в состав СПЭБ включаются специалисты лечебно-профилактических учреждений.
5. Права и обязанности специалистов, включенных в состав СПЭБ, регламентируются трудовым договором и должностными обязанностями сотрудников СПЭБ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. Специалисты СПЭБ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.
7. Специалисты СПЭБ проходят профессиональное обучение, включающее первичную специализацию и периодическое повышение квалификации в PocНИПЧИ "Микроб" и Ставропольском НИПЧИ, а также ежегодные семинарские и тренировочные занятия и учения в своих учреждениях по согласованным с ФГУЗ "Противочумный центр" программам.
8. Оснащение СПЭБ приборами, оборудованием, техническими средствами, автотранспортом и другим осуществляется на основании модульного принципа функционирования СПЭБ в зоне чрезвычайных ситуаций, в том числе международного значения. При отсутствии чрезвычайных ситуаций учет, эксплуатация и техническое обслуживание приборов, оборудования и автотранспорта СПЭБ осуществляется в функциональных подразделениях ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт".
9. Выезд СПЭБ в зарубежные государства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. На имуществе СПЭБ, транспортных средствах, производственной одежде размещается эмблема Роспотребнадзора, в соответствии с приказом от 29.01.2007 N 21 "Об утверждении Положения об эмблеме, флаге и вымпеле Роспотребнадзора, их описания и рисунков" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2007, регистрационный N 8999).
11. Финансирование деятельности СПЭБ, включая поддержание неснижаемого запаса расходных материалов, осуществляется за счет бюджетных средств, в том числе выделяемых на борьбу с эпидемиями, а также из специальных фондов федерального бюджета.
12. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и ликвидации последствий ЧС различного характера на территории других государств СПЭБ выполняет следующие основные задачи:
- участие в организации и проведении в зоне ЧС профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и социальных потрясений; временное в условиях кризиса выполнение функций учреждений здравоохранения;
- участие в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов инфекционных болезней, возникших вследствие их завоза из-за рубежа, активизации природных очагов инфекций или актов биотерроризма;
- участие в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации очагов инфекционных болезней, последствий стихийных бедствий, катастроф и гуманитарных кризисов на территории зарубежных государств;
- лабораторная диагностика возбудителей заболеваний неясной этиологии и индикация патогенных биологических агентов (ПБА) в объектах окружающей среды;
- лабораторная диагностика возбудителей инфекционных болезней в материале от людей;
- оценка санитарно-гигиенической (токсикологической) обстановки и проведение в случае необходимости санитарно-гигиенических, токсикологических, радиологических исследований;
- оказание консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактическим учреждениям в субъектах Российской Федерации в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций или при угрозе их возникновения.
13. Руководство деятельностью СПЭБ осуществляет начальник СПЭБ - врач-эпидемиолог, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", формирующего СПЭБ.
14. Специалисты СПЭБ осуществляют свою деятельность в рамках должностных обязанностей членов СПЭБ.
15. Приведение СПЭБ в повышенную готовность, направление в заданный район в полном, ограниченном или усиленном составе, передислокация, замена личного состава и возвращение к месту постоянного базирования осуществляются по распоряжению Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
16. Количество расходного имущества рассчитывается на автономную работу СПЭБ в течение не менее двух недель.
17. Пополнение расходных материалов на территории Российской Федерации производится ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", формирующем СПЭБ, а также из оперативных резервов Роспотребнадзора на месте дислокации СПЭБ.
18. СПЭБ осуществляет работу в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в чрезвычайном режиме.
18.1. В режиме повседневной деятельности СПЭБ осуществляют:
- укомплектование основного и резервного состава специалистов в соответствии со штатно-организационной структурой;
- составление графика и организацию поочередного оперативного дежурства двух сменных составов СПЭБ в круглосуточном режиме;
- составление схемы оповещения и сбора личного состава СПЭБ в рабочее и нерабочее время в круглосуточном режиме;
- ежегодное планирование деятельности СПЭБ;
- укомплектование табельным имуществом, обеспечение его надлежащего хранения, своевременного обновления, эксплуатацию в функциональных подразделениях ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", формирующего СПЭБ, проверку технического состояния табельных приборов, оборудования, автотранспорта;
- обеспечение и поддержание неснижаемого запаса расходных материалов (питательные среды, диагностические препараты, тест-системы, лабораторная посуда и пр.), достаточного для автономной работы СПЭБ в течение не менее двух недель, своевременное обновление расходных материалов;
- специальная теоретическая и практическая подготовка личного состава СПЭБ;
- освоение новых методов лабораторной диагностики;
- проведение аттестации специалистов СПЭБ на звание "Спасатель";
- подготовка санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с ПБА лабораторными подразделениями СПЭБ.
18.2. В режиме повышенной готовности проводятся: