Статус документа
Статус документа


МУ 3.1.957-00

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях

     

Дата введения 2000-01-13



УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко

1. Область применения

1.1. Методические указания "Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях" разработаны в помощь специалистам противочумных учреждений, которые в составе специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) принимают участие в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в ") 11.1X чрезвычайных ситуаций (ЧС).

1.2. Настоящие Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации противочумными учреждениями, на базе которых предусмотрено развертывание СПЭБ.

2. Нормативные ссылки

1. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят Государственной Думой Российской Федерации 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"*.

_______________

* Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании". - Примечание изготовителя базы данных.

3. Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе по созданию и развитию Российской системы предупреждения и действий в ЧС" от 16.01.95 N 43.

4. Постановление Правительства Российской Федерации "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" от 03.05.94 N 420.

5. Постановление Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 N 1113*.

_______________

* Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". - Примечание изготовителя базы данных.

6. Постановление Правительства Российской Федерации "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 03.08.96 N 924.

7. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648).

8. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 N 151-ФЗ.

3. Обоснование


Практика последних трех десятилетий показала, что наиболее эффективными, мобильными и мощными формированиями, способными к быстрому развертыванию в полевых условиях и к автономной деятельности, являются СПЭБ. Созданные на базе противочумных учреждений страны, они первоначально имели задачи специфической индикации бактериальных средств поражения и лабораторного контроля за зараженностью объектов окружающей человека среды в системе мер гражданской обороны. В 70-х годах, после удачного опыта использования СПЭБ в очагах холеры, их функции были значительно расширены до участия в эпидрасследовании вспышек инфекционных заболеваний, планирования и осуществления комплекса противоэпидемических мероприятий. В 80-х и 90-х годах СПЭБ уже эффективно участвовали в проведении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах различных чрезвычайных ситуаций (землетрясения, межнациональные конфликты), выполняя еще более широкий спектр задач. СПЭБ привлекались к работе в условиях ЧС практически всех групп (Приложение 7.1). Ведущими показаниями при этом являлись или же могут быть:

- выраженная диспропорция между необходимостью проведения комплекса профилактических или противоэпидемических мероприятий адекватно возникшей обстановке и возможностью его обеспечения силами сохранившейся сети местных лечебных и противоэпидемических учреждений;

- угроза возникновения или возникшие очаги заболеваний особо опасными инфекциями (чума, холера, сибирская язва, туляремия, сап, мелиоидоз, геморрагические лихорадки и др., в том числе неясной этиологии);

- необходимость индикации возбудителей инфекций при актах терроризма и диверсии, а также при их проникновении из-за рубежа.

Настоящие Методические указания отражают современные подходы к организации и проведению работы СПЭБ при чрезвычайных ситуациях.

4. Общие положения

4.1. Общие принципы профилактической и противоэпидемической работы в условиях ЧС

4.1.1. Единый подход к организации и проведению противо-ч1чсских* и профилактических мероприятий и их комплексное тление*.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.2. Соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

4.1.3. Участие всех звеньев медицинской службы в организации и проведении мероприятий по предупреждению или ликвидации эпидемиологических последствий ЧС.

4.1.4. Постоянное взаимодействие СПЭБ с другими организациями и ведомствами, действующими в зонах катастроф.

4.2. Основные направления работы СПЭБ

4.2.1. Работа в уже возникших очагах особо опасных инфекций и других опасных в условиях ЧС инфекционных заболеваний и болезней неясной этиологии.

4.2.2. Предотвращение возможных опосредованных воздействий чрезвычайных ситуаций, связанных с резким ухудшением среды обитания людей в зоне бедствия, а также с полным или частичным прекращением действия системы противоэпидемических и профилактических мероприятий.

4.3. Основные задачи СПЭБ

4.3.1. Участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов особо опасных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа.

4.3.2. Участие в организации и проведении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций, предупреждение и снижение эпидемиологических последствий катастроф, а также оценка и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

4.3.3. Участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очагов, возникших вследствие активизации природных очагов инфекционных заболеваний.

4.3.4. Диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней в объектах окружающей среды.

4.4. Основные функции СПЭБ

4.4.1. В режиме повседневной деятельности:

- укомплектование основного и дублирующего составов в соответствии со штатно-организационной структурой;

- составление схемы оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;

- укомплектование табельного имущества, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного обновления;

- ежегодное планирование деятельности;

- специальная теоретическая и практическая подготовка личного состава;

- освоение новых методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.

4.4.2. В режиме повышенной готовности:

- уточнение наличия и готовности личного состава;

- сбор и инструктаж личного состава, введение режима повышенной готовности бригады;

- проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;

- проверка технического состояния и готовности автотранспорта, предназначенного для передислокации бригады.

4.4.3. В чрезвычайном режиме:

- передислокация СПЭБ в зону чрезвычайной ситуации;

- развертывание подразделений СПЭБ в приспособленных помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;

- организация круглосуточной работы;

- проведение эпидемиологического обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки;

- лабораторная диагностика инфекционных заболеваний, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль на зараженность пищевых продуктов и воды;

- индикация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и др.);

- серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную лабораторию;

- санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды;

- участие в разработке плана профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;

- участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологического наблюдения и эпизоотологического обследования;

- участие в организации активного выявления инфекционных больных, экстренной и специфической профилактики;

- участие в организации ограничительных, карантинных и обсервационных мероприятий;

- участие в проведении дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

- оказание консультативно-методической и практической помощи при развертывании специальных госпитальных формирований, бактериологических лабораторий и по специальной подготовке персонала;

- контроль за соблюдением режима биологической безопасности в лечебно-профилактических учреждениях и бактериологических лабораториях;

- участие в проведении санитарно-просветительной работы среди населения.

4.5. Штатно-организационная структура СПЭБ

Штатно-организационная структура бригады в зависимости от поставленных задач может иметь различные функциональные группы. Вариант базовой внутренней дифференциации состава СПЭБ представлен на рис.1.


Рис.1.

Схема основного варианта функциональных подразделений СПЭБ


Примечания: ИФА - иммуноферментный анализ; МИС /0 магноиммуносорбентный анализ; ПЦР - полимеразная цепная реакция.

4.6. Функциональные обязанности личного состава СПЭБ в различные режимы деятельности

4.6.1. Обязанности начальника СПЭБ

4.6.1.1. В режиме повседневной деятельности:

- корректирует основной и дублирующий состав бригады;

- организует укомплектование и хранение табельного имущества;

- организует теоретическую и практическую подготовку личного состава;

- участвует в анализе эпидемиологической обстановки и определении тенденций ее развития в обслуживаемом регионе.

4.6.1.2. В режиме повышенной готовности:

- корректирует личный состав СПЭБ и схему его оповещения;

- организует готовность автотранспорта, предназначенного для передислокации СПЭБ;

- организует подготовку имущества к транспортировке с учетом задач, предстоящих к выполнению;

- организует инструктаж личного состава СПЭБ о введении режима повышенной готовности, о задачах и районе действия, условиях предстоящей работы, технике безопасности, о порядке оповещения, сбора и выезда.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs