Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод

     10 Проведение испытания

10.1 Общие положения

Стандарт [2] включает в себя три специальных варианта процедур испытаний для определения RON:

a) процедура А: Взятие в вилку - равновесный уровень топлива;

b) процедура В: Взятие в вилку - динамический уровень топлива;

c) процедура С: степень сжатия.

В настоящий стандарт включена только процедура, идентифицируемая в [2] как процедура взятия в вилку - равновесный уровень топлива. Вместе с тем, все три процедуры имеют эквивалентную прецизионность в диапазоне RON обычного товарного моторного топлива и могут быть использованы для установления номинальных характеристик в определенных спецификацией диапазонах RON.

Проверяют, что все условия работы двигателя, работающего на обычном топливе, находятся в согласии и равновесии с двигателем.

10.2 Запуск

Определяют пригодность двигателя к эксплуатации. Если регулировку температуры всасываемого воздуха используют для оценки двигателя, выбранная температура всасываемого воздуха для RON соответствующей смеси TSF должна использоваться в ходе рабочего периода для оценки каждого образца топлива в диапазоне RON для данного сорта смеси TSF.

10.3 Калибровка

10.3.1 Калибруют двигатель и контрольно-измерительную аппаратуру для установления стандартной интенсивности детонации, используя смесь PRF, RON которой близко к RON испытуемых образцов топлив.

10.3.2 Устанавливают высоту цилиндра (с компенсацией на барометрическое давление) в соответствии с RON выбранного PRF в справочной таблице (приведенной в приложении А6 [2]).

10.3.3 Запускают двигатель, используя PRF, и варьируют соотношение топливо - воздух для установления настройки, которая обеспечивает максимальное показание детонометра.

10.3.4 Регулируют измеритель детонации для получения показания датчика интенсивности детонации (50±2) делений с разбросом, совместимым со стабильностью показаний датчика интенсивности детонации.

Примечание - Справочные таблицы по стандартной интенсивности детонации при стандартном барометрическом давлении с указанием высоты цилиндра для каждого RON (до десятого знака) в диапазоне от 40 до 120 RON приведены в [2], приложение А6 (справочные таблицы по постоянной интенсивности детонации). В приложении А6 также приводится таблица по компенсации высоты цилиндра справочной таблицы, когда барометрическое давление либо ниже, либо выше стандартного.

10.3.5 Если указанный RON образца топлива выше 100, стандартная интенсивность детонации должна быть установлена с помощью одной из изооктановых и TEL PRF смесей, RON которой включает данный образец топлива. Для выбора соответствующего PRF могут потребоваться несколько испытаний. Кроме того, используют PRF смеси, характерные для диапазона значений RON, установленные в таблице 4. Регулируют измеритель детонации таким образом, чтобы разброс показаний измерителя детонации оставался, по возможности, большим, несмотря на нестабильность показания датчика интенсивности детонации.


Таблица 4 - Максимально допустимые разности RON для PRF в процедуре взятия в вилку

Диапазон RON образца топлива

Максимально допустимая разность RON для смесей PRF

40-72

4,0

72-80

2,4

80-100

2,0

100,0-100,7

Используют только 100,0-100,7 RON PRF смеси

100,7-101,3

Используют только 100,7-101,3 RON PRF смеси

101,3-102,5

Используют только 101,3-102,5 RON PRF смеси

102,5-103,5

Используют только 102,5-103,5 RON PRF смеси

103,5-108,6

Используют PRF смеси с содержанием TEL* 0,053 см/дм (0,2 мл/гал. США)

108,6-115,5

Используют PRF смеси с содержанием TEL 0,132 см/дм (0,5 мл/гал. США)

115,5-120,3

Используют PRF смеси с содержанием TEL 0,264 см/дм (1,0 мл/гал. США)

______________

* TEL - тетраэтилсвинец.

10.4 Образец топлива

10.4.1 Запускают двигатель на образце топлива и проверяют, чтобы топливная система была свободна от пузырьков воздуха.

10.4.2 Регулируют высоту цилиндра на показание датчика интенсивности детонации в середине шкалы.

10.4.3 Регулируют соотношение топливо - воздух и определяют максимально достижимое показание датчика интенсивности детонации. Если необходимо, повторно регулируют высоту цилиндра таким образом, чтобы максимальное показание датчика интенсивности детонации было (50±2) деления.

10.4.4 Регистрируют показание датчика детонации образца топлива.

10.5 Первичное эталонное топливо N 1