ОДМ 218.4.001-2008
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ).
2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 11.06.2008 N 219-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 11.06.2008 N 219-р
Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах" является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящие методические рекомендации распространяются на обследования и испытания мостовых сооружений (мостов, путепроводов, эстакады, скотопрогонов, виадуков) на федеральных автомобильных дорогах, выполняемые специализированными организациями.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 2004. - III, 48 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
ГОСТ 7.32 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.
ГОСТ 21.501 (2002) Правила оформления архитектурно-строительных рабочих чертежей.
ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
ГОСТ 23616 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Контроль точности.
ГОСТ 24846 Методы измерений деформаций оснований зданий и сооружений.
ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2007 г. N 160.
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения (надежность, долговечность, безопасность, ремонтопригодность и др.), характеризуемая в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на этот объект.
Транспортно-эксплуатационные показатели мостовых сооружений - показатели, отражающие влияние на условия движения фактических геометрических параметров сооружения и состояния элементов мостового полотна. К таким показателям относятся обеспечиваемая безопасная скорость и фактические создаваемые перегрузки в несущих конструкциях из-за изменившегося состояния элементов мостового полотна.
Общая оценка состояния сооружения (обобщенный показатель состояния) - общая оценка состояния сооружения в баллах, определяющая степень соответствия показателей сооружения требуемым, обеспечивающим безопасную и длительную работу под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения. Общая оценка состояния дается по результатам комплексной оценки основных показателей мостового сооружения с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов.
Исправное состояние - состояние мостового сооружения, при котором оно соответствует нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Дефект - каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Критический дефект - дефект, при наличии которого эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например закрытие движения по полосам, либо вовсе недопустима. К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др.
Опасный дефект - дефект, который в значительной степени снижает один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не является критическим. При наличии опасных дефектов требуется введение ограничений движения.
Значительный дефект - дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не представляет непосредственной опасности для эксплуатации сооружения.
Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на основные показатели мостового сооружения. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.
Несущественный дефект - дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели мостового сооружения или существующая степень развития которого допускается нормами.
Устранимый дефект - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект - дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Остаточный ресурс сооружения - суммарная наработка сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Остаточный срок службы сооружения - календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Фактическая грузоподъемность мостового сооружения - величина полезной максимальной нагрузки, которую может воспринять сооружение исходя из расчетов по первой группе предельного состояния с учетом имеющихся дефектов в элементах сооружения при фактических постоянных нагрузках.
Износ - показатель состояния элемента, отражающий степень снижения его функциональных качеств.
Обобщенный показатель износа сооружения - характеристика, отражающая степень снижения первоначальной стоимости сооружения по снижению основных функциональных качеств его конструкций.
Диагностика - обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки. Диагностика выполняется согласно отраслевым нормативным документам и инструкциям Заказчика.
Обследования мостовых сооружений проводят с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях.
Обследования являются составляющей частью надзора за мостовыми сооружениями.
Обследование включает сбор необходимой информации о мостовом сооружении в объеме, предусмотренном техническим заданием, необходимом для достижения поставленных целей. При обследовании может производиться анализ причин возникновения дефектов, установление ремонтопригодности элементов, исследоваться возможность усиления, уширения и пр.
Обследования проводятся с соблюдением нормативных документов, действующих на момент обследования, а также документов, оговоренных в техническом задании.
Обследование мостовых сооружений проводят:
при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после строительства или реконструкции;
после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту;
периодически в процессе эксплуатации для контроля состояния и планирования ремонтных работ;
при разработке проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции;
по результатам осмотров эксплуатирующих организаций.
В зависимости от поставленных целей, характера и полноты получаемых сведений, величины трудозатрат обследования мостовых сооружений удобно разделить на девять основных типов, представленных в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Основные типы обследования
NN | Название и описание типов обследования |
1 | 2 |
1 | Периодическая диагностика эксплуатируемых мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 5 лет) с целью выявления их состояния, проверки соответствия сооружений установленным требованиям и внесения изменений в банк данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения |
2 | Первичная диагностика новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров нового сооружения в банк данных. Отчетная документация - первичный технический паспорт мостового сооружения |
3 | Диагностика мостовых сооружений после проведения капитального ремонта. Проводится с целью установления соответствия выполненных работ проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров отремонтированного сооружения в банке данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения |
4 | Диагностика мостовых сооружений после проведения ремонта. Производится с целью уточнения технического состояния сооружения после выполнения ремонтных работ, внесения этих уточнений в банк данных и корректировки технического паспорта. Отчетная документация - уточнения в техническом паспорте мостового сооружения |
5 | Периодическое обследование мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 10 лет, а для деревянных мостов - 1 раз в 5 лет). Мостовые сооружения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, до начала восстановительных работ следует обследовать ежегодно. Основными задачами регулярно осуществляемых периодических обследований эксплуатируемых мостовых сооружений являются оценка, контроль их состояния и проверка его соответствия установленным требованиям. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и технический паспорт мостового сооружения |
6 | Первичное обследование новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ. По требованию проектной организации или территориального органа управления сооружение может быть испытано, как это предусмотрено СНиП 3.06.07-86. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и первичный технический паспорт мостового сооружения |
7 | Обследование мостовых сооружений после проведения ремонта, капитального ремонта. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений и может сопровождаться проведением испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и дополненный или исправленный технический паспорт мостового сооружения |
8 | Предпроектное обследование. Обязательный вид обследования перед составлением технического задания на проектирование ремонта, капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения, проводимый с целью определения ремонтопригодности его элементов и сбора необходимой информации для разработки проекта, принятия правильной стратегии по модернизации сооружения. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. При необходимости, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов. Отчетная документация - отчет о предпроектном обследовании |
9 | Специальные внеплановые обследования, неполные обследования. Необходимость проведения, цели, задачи внеплановых и неполных обследований устанавливаются индивидуально для каждого конкретного сооружения для решения специальных вопросов, например с целью уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций, обследования при организации пропуска сверхнормативных нагрузок по сооружению для определения возможности и условий их проезда и выявления повреждений после их прохода и т.д. Отчетная документация - заключение либо отчет о результатах обследования |
При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мостовые вооружения рекомендуется обследовать.
Периодические обследования, периодическая диагностика, выполняемые в период эксплуатации, являются основой управления состоянием мостовых сооружений и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостовых сооружений. Периодические обследования мостовых сооружений и оценка их технического состояния проводятся регулярно (в плановом порядке) на протяжении всего срока эксплуатации сооружений с периодичностью, установленной в отраслевых нормативных документах.
По результатам диагностики, в случаях, когда полученных данных недостаточно для определения грузоподъемности и оценки состояния сооружения, может быть сделан вывод о необходимости проведения дополнительного обследования и испытаний.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ без проведения испытаний, так и с испытаниями.
Испытаниям при приемке в эксплуатацию, как правило, подвергаются мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями. Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решению приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях обосновывается.