ОДМ 218.0.000-2003
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 2003-12-19
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНО Ростовским научно-производственным центром Росдорнии при участии департамента содержания и сохранности дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, Ассоциации "РАДОР", ГП "Росдорнии".
2. ВНЕСЕНО Департаментом содержания и сохранности дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
3. ПРИНЯТО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ указанием Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2003 г. N ИС-28/8938-ис.
4. ВЗАМЕН "Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог".
Настоящее Руководство разработано взамен Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог и предназначено для повышения эффективности управления содержанием автомобильных дорог и инженерных сооружений на них органами управления дорожным хозяйством, а также дорожными организациями, непосредственно выполняющими эти работы.
Руководство определяет порядок и методику выполнения работ по оценке уровня содержания автомобильных дорог, раскрывает методологию оценки каждого уровня содержания дороги, рассматривает принципы оценки уровня содержания участка дороги, автомобильной дороги, сети дорог.
Руководство разработано Ростовским НПЦ Росдорнии, коллективом авторов в составе: Айдиняна В.К., Бондаренко М.Г., Бурминского Н.И., Захарчук Н.Т., при участии: департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации: Урманова И.А., Секачевой Н.А., ГП "Росдорнии": Лебедихина А.В., Ассоциации "РАДОР": Афанасьева A.M., Ярошутина А.С., Хилова В.Н.
Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог, далее Руководство, устанавливает порядок и методику оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования. Руководство рекомендуется для применения на автомобильных дорогах федерального и территориального значения.
В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные и методические документы:
2.2. ГОСТ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.
2.3. ВСН 24-88. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог.
2.4. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. М., 1999.
2.5. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. М., 2002.
2.6. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. М., 2002.
2.7. Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, М., 1998.
3.1. Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению возникающих повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
3.2. Зимнее содержание дорог - комплекс работ и мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения, по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
3.3. Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.
3.4. Дорожные сооружения - это сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).
3.5. Потребительские свойства дороги - это совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно отвечающих интересам пользователей. К потребительским свойствам относятся скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения по дорогам общего пользования осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.
3.6. Уровень содержания автомобильных дорог - показатель, отражающий определенное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ по содержанию дорог.
3.7. Оценка уровня содержания автомобильной дороги - процесс выявления соответствия фактических показателей, влияющих на уровень содержания дорог, требованиям, предъявляемым к ним нормами и правилами.
3.8. Дефекты содержания автомобильной дороги - дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием автомобильного движения, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.
3.9. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
3.10. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения (характеристики дорожных условий, сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий представлены в приложении 2 "Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" М. 1998 г.). Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования).
3.11. Заказчик - орган управления дорожным хозяйством, в оперативном управлении которого находятся дороги (участок дороги) общего пользования, поручающий на основании договора проведение работ по содержанию этих дорог (или участка дороги) другому юридическому лицу.
3.12. Исполнитель (Подрядчик) - юридическое лицо, ответственное за обеспечение требуемого уровня содержания дороги (участка дороги) или непосредственный производитель работ по содержанию дорог, действующий на основе договора-подряда.
4.1. Задача содержания автомобильных дорог состоит в постоянном обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
4.2. Оценка уровня содержания автомобильных дорог является обязательной функцией управления содержанием дорог, осуществляемой с целью:
4.2.1. Определения степени достижения запланированного ранее и зафиксированного в договоре на содержание дорог между Заказчиком и Исполнителем уровня содержания дорог, на основании которого, в соответствии с требованиями договора, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или не применении к Исполнителю специальных санкций за несоблюдение условий контракта на содержание дорог (5 раздел).
4.2.2. Получения объективной информации о фактическом уровне содержания дорог, участков дорог, сети дорог, обслуживаемых различными Исполнителями, и использования этой информации для целей управления содержанием дорог, в части инспекционного контроля (6 раздел).
4.3. Заказчик имеет право проводить оценку уровня содержания дорог в любое время, дата проведения проверки назначается в любой день, заблаговременно (за 24 часа) уведомив о ней Исполнителя.
4.4. Требования к содержанию дорог различаются по сезонам года. В зависимости от сезона года возможны два последовательных периода содержания дорог: зимний и весенне-летне-осенний периоды. Даты начала и окончания указанных периодов определяются Заказчиком с учетом местных природно-климатических условий и указываются в контракте с Исполнителем.
4.5. Минимальный участок дороги, на котором проводится оценка уровня содержания дорог, равен 1 км. Как правило, это участок между двумя километровыми знаками. В случае отсутствия километрового знака длина участка в 1 км отслеживается по одометру автомобиля или по специальному прибору измерения пройденного пути. В случае если протяженность дороги составляет не целое количество километров, то последний не целый километр оценивается как самостоятельный километр, если его длина равна или более 500 м и включается при оценке в состав последнего целого километра, если его длина менее 500 м.
4.6. По настоящему Руководству можно оценить уровень содержания:
Конструктивного элемента дороги на участке в 1 км:
земляного полотна, элементов водоотвода, полосы отвода;
проезжей части (включая используемые съезды);
искусственных сооружений;
элементов обустройства, обстановки и озеленения дороги;
Одного километра дороги;
Автомобильной дороги (участка дороги);
Сети автомобильных дорог.
4.7. В настоящем Руководстве требования к уровню содержания автомобильной дороги зависят от уровня ее потребительских свойств, с этой целью требования, используемые при оценке уровня содержания дорог, сгруппированы по следующим группам:
A1 - Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям;
А2 - Автомобильные дороги 1 категории;
A3 - Автомобильные дороги 2 категории;
Б - Автомобильные дороги 3 категории;
В - Автомобильные дороги 4 и 5 категории, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей;
Г1 - Автомобильные дороги 4 и 5 категории, имеющие покрытия из обработанных и не обработанных щебеночных, гравийных, песчано-щебеночных, песчано-гравийных покрытий;
Г2 - Грунтовые автомобильные дороги.
4.8. Группировка дорог для целей оценки уровня содержания представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группировка дорог для целей оценки уровня содержания
Группы дорог для целей оценки уровня содержания | Фактическая интенсивность движения в транспортных единицах, авт\сут | Число полос движения | Примечание | |
от | до | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А1 | 40000 | 8 | Автомагистрали* | |
20000 | 40000 | 6 | ||
7000 | 20000 | 4 | ||
А2 | 40000 | 8 | Автомобильные дороги с покрытиями из цементобетона, асфальтобетона и битумоминеральных смесей | |
20000 | 40000 | 6 | ||
7000 | 20000 | 4 | ||
A3 | 3000 | 7000 | 2 | |
Б | 1000 | 3000 | 2 | |
В | 100 | 1000 | 2 | |
100 | 1 | |||
Г1 | 100 | 1000 | 2 | Автомобильные дороги с покрытиями из обработанных и не обработанных вяжущими щебеночных, гравийных материалов |
100 | 1 | |||
Г2 | 100 | 1-2 | Грунтовые автомобильные дороги |
________________
* Автомагистраль - автомобильная дорога общего пользования, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой, не имеющая пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, доступ на которую возможен только через пересечения в разных уровнях.
4.9. В качестве основного критерия оценки уровня содержания дорог принимается критерий наличия на дороге дефектов содержания дорог.