ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
по оценке уровня содержания автомобильных дорог
РАЗРАБОТАНО ГП "Росдорнии" и Ассоциацией "РАДОР"
СОГЛАСОВАНО ГУ ГАИ МВД России
В.У.Тимошин, 17 ноября 1997 года
УТВЕРЖДЕНО руководителем ФДС России В.Г.Артюховым 28 ноября 1997 года
Настоящее "Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (далее по тексту - Руководство) разработано на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта организации и проведения оценки качества содержания автомобильных дорог и предназначено для дорожных организаций государственного и хозяйственного управления, а также для дорожных организаций, непосредственно выполняющих эти работы.
В документе рассмотрены основные требования к уровням содержания дорог и принципы их оценки, приведена классификация дорог для оценки уровня содержания, изложен порядок и способы оценки, раскрыты качественные критерии по каждому уровню в весенне-летне-осенний и зимний периоды года, а также рассмотрены принципы взаимодействия Заказчика с Исполнителем работ для обеспечения требуемого уровня содержания дорог.
1.1. В настоящем Руководстве использованы основные термины и определения в соответствии с принятыми в дорожной терминологии (см. Дорожная терминология.: Справочник. - М.; Транспорт, 1985, 310 с.) с учетом указанных в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения", ВСН 24-88* "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", ВСН 6-90** "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог" и "Правила дорожного движения Российской Федерации".
______________
* Взамен действуют "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования".
** Взамен действуют ОДН 218.0.006-2002. - Примечание "КОДЕКС".
1.2. Содержание дорог - осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, организации и безопасности движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Зимнее содержание дорог - комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах в зимнее время, включающий очистку дорог от снега, защиту дорог от снежных заносов и снежных лавин, борьбу с зимней скользкостью и наледями.
1.3. Уровень содержания дорог - показатель, отражающий определенное состояние конструктивных элементов автомобильных дорог в тесной связи с создаваемыми условиями движения автомобилей.
1.4. Заказчик - орган исполнительной власти, в оперативном управлении которого находятся дороги (или участок дороги) общего пользования, поручающий на основании договора проведение работ по содержанию этих дорог (или участка дороги) другому юридическому лицу.
1.5. Исполнитель - юридическое лицо, ответственное за обеспечение требуемого уровня содержания дорог (или участка дороги) или непосредственный производитель работ по содержанию дорог, действующий на основе договора-подряда.
2.1. Настоящее Руководство определяет основные положения по оценке уровня содержания автомобильных дорог, которые распространяются на все дороги общего пользования Российской Федерации.
2.2. В дополнение к регламентируемому ГОСТ Р 50597-93 допустимому уровню содержания дорог в Руководстве использованы еще два уровня: средний и высокий, благодаря которым обеспечивается дифференцированный подход к оценке качества содержания дорог в зависимости от их значения.
2.3. С учетом специфики работ по содержанию дорог в разные периоды года требования к состоянию элементов дороги установлены в Руководстве для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.
2.4. Оценку уровня содержания проводят не реже 1 раза в месяц на всем протяжении дороги. Вместе с тем Заказчик может организовать выборочную оценку уровня содержания отдельных участков дороги.
В качестве участка оценки уровня содержания рассматривается отрезок дороги, равный 1 км между двумя километровыми знаками.
2.5. При оценке уровня содержания автомобильной дороги показатель, отражающий состояние конструктивных элементов, включая проезжую часть, земляное полотно, искусственные сооружения, обустройство и обстановку дороги, определяется относительно уровня, установленного договором.
В случае если требования к состоянию хотя бы одного конструктивного элемента оцениваемого участка дороги не соответствуют определенному договором уровню содержания, участок оценивается как не соответствующий требуемому уровню.
2.6. Требуемый уровень содержания дороги (или ее участков) устанавливается Заказчиком в договоре с Исполнителем в соответствии с выделяемым объемом финансирования, отражающим комплекс необходимых работ по содержанию. Типовая форма договора приведена в приложении 1.
2.7. На одной дороге для различных участков могут быть установлены разные уровни содержания.
2.8. Достигнутый уровень содержания дороги определяется сопоставлением фактического уровня содержания на каждом участке с требуемым согласно условиям договора по всем оцениваемым показателям.
Невыполнение требуемого уровня содержания влечет за собой изменения оплаты работ, указываемые в договоре.
2.9. Главным принципом оценки фактически обеспечиваемого уровня содержания дороги является независимое от Исполнителя работ обследование дороги Заказчиком, при котором часть параметров оценивается визуально, а другая часть - с помощью инструментов, специальных приборов и оборудования. С целью однозначного толкования характеристик обнаруживаемых дефектов в Руководстве приведена их классификация (приложение 2).
2.10. Оценке не подлежат (при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения):
- участки дорог, подвергшиеся стихийному бедствию в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации последствий;
- участки дорог, на которых в момент оценки уровня содержания выполняют работы по ремонту или реконструкции;
- дороги в период распутицы, сроки начала и завершения которой определяются Заказчиком в зависимости от местных климатических условий.
2.11. Если за оцениваемый период на участке, закрепленном за конкретным Исполнителем, имели место дорожно-транспортные происшествия с сопутствующими дорожными условиями, которые могли быть улучшены за счет осуществления работ по содержанию, то это влечет за собой понижение уровня оплаты работ, произведенных Исполнителем, в размерах, указываемых в договоре.
3.1. Настоящее Руководство предусматривает несколько уровней содержания дорог: допустимый, средний, высокий. Характеристика этих уровней дана в табл.3.1:
Таблица 3.1
N п/п | Уровни содержания дорог | Характеристики уровней содержания |
1 | Допустимый уровень | Содержание дороги обеспечивает допустимый уровень безопасности движения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения". Допускается временное ограничение или временное прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках по условиям их содержания. ДТП по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют |
2 | Средний уровень | Содержание дороги обеспечивает уровень выше допустимого. Состояние конструктивных элементов, зависящее от содержания, не вызывает необходимость временного ограничения или временного прекращения движения автотранспортных средств. Допускается, по условиям содержания, снижение разрешенной правилами дорожного движения скорости автомобилей на отдельных участках протяженностью до 20% от общей. Не допускается ухудшение условий движения по причине содержания на участках, расположенных в населенных пунктах, на кривых малого радиуса, затяжных спусках-подъемах и на перекрестных. ДТП по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют |
3 | Высокий уровень* | Содержание дороги обеспечивает уровень выше среднего. Автомобильная дорога и каждый ее конструктивный элемент содержатся в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. Не допускается снижение скорости движения автомобилей ниже разрешенной Правилами дорожного движения по причинам, связанным с содержанием дорог. Допускаются незначительные дефекты конструктивных элементов, которые не оказывают влияния на скорость и безопасность движения. ДТП по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют |
* На дорогах может вводиться ограничение движения автотранспортных средств при недостаточной прочности дорожных одежд. |
3.2. Показатели уровней содержания дифференцированы в зависимости от интенсивности движения. С этой целью автомобильные дороги общего пользования подразделены на пять эксплуатационных категорий в соответствии с классификацией, приведенной в табл.3.2:
Таблица 3.2
Эксплуатационная категория дороги | Интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт/сут |
I-Э | >6000 |
II-Э | 2000-6000 |
III-Э | 1000-2000 |
IV-Э | 200-1000 |
V-Э | <200 |
Примечание. Интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, установлена на основе анализа фактического состава движения на дорогах разных категорий и использования коэффициентов приведения (см. приложение 3). |
3.3. На основе общих характеристик уровней содержания дорог, приведенных в табл.3.1, с учетом данных табл.3.2, а также ГОСТ Р 50597-93 и специфики работ по содержанию, установлены требования к состоянию конструктивных элементов дорог в зависимости от уровня содержания отдельно в весенне-летне-осенний и зимний периоды года для различных эксплуатационных категорий дорог (см. приложения 4 и 5).
4.1. Для определения фактического уровня содержания дорог и его соответствия обусловленному в Договоре уровню Заказчик организует контрольную проверку и приемку выполненных работ.
4.2. Оценка уровня содержания дорог осуществляется комиссией, состав которой формирует Заказчик. При этом в нее могут быть включены представители ГАИ, Российской транспортной инспекции, местной администрации. Представители Исполнителя являются обязательными членами комиссии и уведомляются Заказчиком о начале ее работы не менее чем за 24 часа.
4.3. В процессе проверки необходимые инструментальные измерения проводит Заказчик собственными силами или привлекает для этой цели независимую от Исполнителя специализированную организацию. Инструменты и оборудование, рекомендуемые для оценки уровня содержания дорог, приведены в приложении 8.
4.4. Фактический уровень содержания определяется путем полного визуального осмотра каждого конструктивного элемента и выполнения при необходимости инструментальных измерений с фиксацией обнаруженных дефектов и определением их относительных показателей. Места замеров параметров конструктивных элементов дороги выбираются по усмотрению Заказчика.
4.5. Данные проверки заносят в ведомости по оценке уровня содержания участка автомобильной дороги (приложение 6).
4.6. По результатам работы комиссии составляется Акт проверки уровня содержания дороги (приложение 7), в котором отмечается соответствие или несоответствие состояния дороги зафиксированному в Договоре уровню содержания.
1. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
2. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения. - М.: Госстандарт России, 1993. - 22 с.
3. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. ВСН 24-88. - М.: 1988.
4. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. ВСН 6-90. - М.: 1990. - 168 с.
5. Дорожная терминология: Справочник. - М.: Транспорт, 1985. - 310 с.
6. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Транспорт - 1995.
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Наименование населенного пункта, где расположен заказчик |
| |||||||
(начало действия договора) | ||||||||
Государственный дорожный орган | ||||||||
, именуемый в дальнейшем Заказчик, | ||||||||
(наименование госоргана) | ||||||||
в лице | , | |||||||
(должность, фамилия, имя и отчество) | ||||||||
действующего на основании Устава (Положения), с одной стороны, и | ||||||||
, | ||||||||
(наименование юридического лица) | ||||||||
именуемый в дальнейшем Исполнитель, в лице | ||||||||
, | ||||||||
(должность, фамилия, имя и отчество) | ||||||||
действующего на основании Устава (Положения), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства выполнения работ по содержанию автомобильной дороги (или дорог) | ||||||||
(наименование дороги (или дорог) |