ВСН 24-88
--------------------------
Минавтодор РСФСР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 1989-01-01
РАЗРАБОТАНЫ специалистами Гипродорнии Минавтодора РСФСР при участии специалистов Госдорнии Миндорстроя УССР, Казахского филиала Союздорнии Минтрансстроя СССР, ВНИИ МВД СССР, КАДИ, ХАДИ Минвуза УССР, Росдороргтехстроя Минавтодора РСФСР, Узремдорпроекта Минавтодора Уз.ССР, Латтехоргдорстроя Минавтошосдора Лат. ССР, Киргизавтодор КТИ Минавтодора Кирг. ССР, ВИСИ, РИСИ, Влад. ПИ и Краснодар. ПИ Минвуза РСФСР и отредактирован комиссией в составе: д-ра техн. наук А.П. Васильева, канд. техн. наук А.Я. Эрастова, Ю.Р. Перкова, В.Д. Белова, С.А. Мусатова, Н.М. Григоренко, В.П. Расникова, Д.Г. Мепуришвили, инж. Ю.Н. Розова, В.Д. Казанского, В.А. Попова, В.Ф. Ожиганова.
ВНЕСЕНЫ Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии)
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 29 июня 1988 г.
ВЗАМЕН Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог (BCH 24-75)
Технические правила определяют основные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, принципы оценки состояния дорог и планирования работ по их ремонту и содержанию; раскрывают вопросы организации и технологии производства работ по обеспечению сохранности дорог и дорожных сооружений, улучшению условий непрерывного, безопасного и удобного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками; отражают принципы приемки и оценки качества работ; вопросы технического учета и паспортизации дорог и дорожных сооружений; определяют основные положения по охране природной среды при ремонте и содержании дорог. Они предназначены в качестве руководства для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования.
1. Настоящие Технические правила распространяются на автомобильные дороги общего пользования и являются обязательными для дорожно-эксплуатационных организаций Минавтодоров (Минавтошосдоров) союзных республик при условии их утверждения или введения в действие соответствующим министерством.
2. Автомобильные дороги общего пользования являются составной частью транспортной системы страны и представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, комфортного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
3. Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса и оборудованы средствами технического регулирования и обеспечения безопасности движения согласно требованиям действующих стандартов, нормам и правилам, а также положениям настоящего документа.
4. Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог организуется дорожная служба. Виды и состав работ, выполняемых дорожной службой, определены действующей Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
5. Конечной целью деятельности дорожно-эксплуатационной службы является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки на дороги при минимальных затратах трудовых, материально-технических и энергетических ресурсов на ремонт и содержание дорог и тем самым повышение темпов роста производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок, необходимых для перевода автомобильного транспорта на интенсивный путь развития.
6. Нарушение должностными лицами, осуществляющими работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, положений "Технических правил" влечет за собой по действующему законодательству дисциплинарную, административную, а в соответствующих случаях и уголовную ответственность.
7. В развитие и дополнение Технических правил могут издаваться инструкции, технические и методические указания, пособия, рекомендации и другие нормативно-технические документы, согласованные с НПО Росдорнии как головной научной организацией в области ремонта и содержания дорог и утвержденные в установленном порядке.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1.1. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.
1.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:
геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;
ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;
состояние земляного полотна;
состояние и работоспособность водоотвода;
габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;
состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.3. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости - который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности , принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
1.3.1. По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным () соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в табл. 1.1.
Таблица 1.1
|
| |||||
| IА | IБ | II | III | IV | V |
При благоприятных погодных условиях: |
|
|
|
|
|
|
а) на основном протяжении дороги | 120-150 | 100-120 | 100-120 | 100 | 80 | 60 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 100-120 | 90-100 | 90-100 | 80 | 60 | 40 |
в) на трудных участках горной местности В неблагоприятных погодных условиях: | 75-80 | 60 | 60 | 50 | 40 | 30 |
а) на основном протяжении дороги | 90-100 | 80-90 | 80-90 | 75 | 60 | 45 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 80-90 | 70-75 | 70-75 | 60 | 45 | 30 |
в) на трудных участках горной местности В исключительных случаях при неблагоприятных погодных условиях: | 60 | 45 | 45 | 40 | 30 | 20 |
а) на основном протяжении дороги | 60-75 | 50-60 | 50-60 | 50 | 40 | 30 |
б) на трудных участках пересеченной местности | 60 | 50 | 50 | 40 | 30 | 20 |
в) на трудных участках горной местности | 40 | 30 | 35 | 25 | 20 | 20 |
Примечания. 1. Допустимые значения скоростей установлены из условия снижения обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной не более чем на 25% () в осенне-весенний и зимний периоды года и, как исключение, не более чем на 50% () во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, на участках пучин, а также во время гололеда, метелей и сильных снегопадов. 2. К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относят участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными или неустойчивыми склонами. |
1.3.2. Участки с от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.
1.4. Уровень загрузки дороги движением определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (, авт/ч), к пропускной способности (, авт/ч). Величина не должна превышать значений, приведенных в табл. 1.2.
Таблица 1.2
|
|
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морских и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) |
|
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IА) |
|
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории IБ, II и III) |
|
Автомобильные дороги II и III категорий |
|
Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15%. |
1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.
1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий , коэффициентом аварийности (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50‰, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности . Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов , и приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
|
| |||
| Не | Мало- | Опасный | Очень |
|
|
|
|
|
(для участков дорог в равнинной и холмистой местности) | 0-10 | 10-20 | 20-40 | 40 |
Разница в коэффициентах соседних участков (для горной местности), % | 20 | 20-40 | 40-100 | 100 |
| 0,8 | 0,6-0,8 | 0,4-0,6 | 0,4 |
На участках дороги в равнинной и холмистой местности с , а также на участках дороги в горной местности с разницей между соседними участками более 40‰ или при значениях необходимо выполнение работ по повышению безопасности движения. При ремонте или реконструкции такие участки подлежат переустройству в первую очередь.
1.5.1. Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемыми соответствующими нормативными документами.
1.6. Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров не должны превышать требований соответствующих нормативных документов.
1.6.1. Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
1.6.2. Кромки покрытия проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
1.7. Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом запаса прочности , который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации и должен быть равен или больше единицы ().
1.7.1. При оценке прочности требуемые модули упругости нежестких дорожных одежд назначают с учетом действующих норм межремонтных сроков службы одежд, величины расчетной нагрузки и интенсивности движения расчетных автомобилей, типа покрытия, дорожно-климатической зоны, грунтово-гидрологических условий, общей толщины дорожной одежды, ее конструкции и эксплуатационной надежности на обследуемом участке в соответствии с действующей инструкцией по проектированию нежестких одежд.